Найти тему
Люди и техника

Под сводом небес.

Оглавление

Глава 1.

Дорогие читатели, в конце каждой главы вам будут предложены интересные справки и факты истории самолетостроения.

Первопроходцы современности.

Разработка конструкции летательного аппарата велась многими учеными в середине 19 века, изобретение самолета приписывают братьям Райт, чей аэроплан совершил кратковременный полет в 1903 году.

Не все согласны с тем, что братья Райт были первыми. Бразилец Альберто Сантос-Дюмонт сконструировал, собственноручно построил и сам же испытал первый в мире прототип дирижабля в 1901 году. Именно тогда было доказано, что управляемые полеты действительно возможны.

По еще одной версии, первенство в изобретении первого рабочего летательного аппарата следует присвоить российскому изобретателю А.Ф. Можайскому, чье имя навсегда останется в истории авиации. Таким образом, споры о том, кто изобрел, и кто создал, самолет ведутся до сих пор.

Планер с двигателем, построенный братьями Райт, получил название «Флаер-1». Он был изготовлен из ели, так как этот материал отличается легкостью и надежностью. Устройство приводилось в движение бензиновым двигателем.
«Флаер-1»
«Флаер-1»

Что представлял собой "типичный" самолет образца 1918 г.? Это был биплан со стойками и проволочными растяжками между крыльями. Такая пространственная конструкция обеспечивала эффективное восприятие сил, действующих на крыло, и обладала высокой прочностью при сравнительно малом весе.

Немецкие летчики и Ганновер CL II — двухместный биплан деревянной конструкции с хорошей аэродинамикой.
Немецкие летчики и Ганновер CL II — двухместный биплан деревянной конструкции с хорошей аэродинамикой.
Двухместный французский истребитель-разведчик SPAD S.XVI, 1918 год.
Двухместный французский истребитель-разведчик SPAD S.XVI, 1918 год.
Основным материалом, из которого делали самолеты, было дерево. Потом его обтягивали полотном, а последнее покрывали лаком, чтобы обеспечить влагостойкость и воздухонепроницаемость обшивки.
В качестве силовой установки использовали двигатели внутреннего сгорания мощностью 200-400 л. с.
Скорость самолетов периода первой мировой войны не превышала 200 км/ч, а совершенству аэродинамических форм летательных аппаратов не уделялось особого внимания.

Одним из наиболее распространенных авиационных двигателей стал английский 9-цилиндровый звездообразный Бристоль "Юпитер", первые образцы которого (1921 г.) имели мощность 425 л.с. при 1700 об/мин.

В годы первой мировой войны самые удачные истребители среди стран Антанты строили во Франции и Англии. Эти две страны остались лидерами в этой области и в первые послевоенные годы.

Французским истребителем, поступившим на вооружение после мировой войны, был Ньюпор-Деляж-29. Его создатель, Густав Деляж, начал конструировать этот самолет еще в 1918 г., но из-за окончания войны на время приостановил работу, поэтому истребитель стал поступать на вооружение только в 1922 г.
Ньюпор-Деляж-29
Ньюпор-Деляж-29
Самой известной моделью английского истребителя тех лет, был изящный одноместный биплан «Sopwith Pap»
«Sopwith Pap»
«Sopwith Pap»
Первые пассажирские самолеты появились благодаря И.И. Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году, на борту присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый полет на дальнюю дистанцию. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, сделав одну посадку для дозаправки.
Авиалайнер "Илья Муромец Киевский"
Авиалайнер "Илья Муромец Киевский"

Рыцари неба.

Петр Нестеров

Храбрость Нестерова была оценена не только в России, но и противником. Вильгельм II сказал в те дни: «Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на той же высоте искусства, как это делают русские».
Петр Нестеров
Петр Нестеров

Основоположник высшего пилотажа, прославленный летчик-испытатель, первый исполнитель «мертвой петли». 25 августа 1914 года в разгар первой Галицийской битвы командир 11-го авиационного отряда штабс-капитан П. Н. Нестеров впервые в практике боевой авиации совершил таран самолета противника. Увидев австрийский аэроплан «Альбатрос», ведущий аэроразведку наших позиций, Нестеров решил вступить с ним в бой и, поднявшись в воздух, атаковал его. Русский и австрийский летчики долго вели друг по другу огонь из револьверов, пока у Нестерова не кончились патроны. Тогда Нестеров решил таранить «Альбатрос» своим «Мораном». На высоте 2000 метров он направил аэроплан сверху на противника. Поравнявшись с ним, он обрушился на врага вертикально, носом вниз. «Альбатрос» опрокинулся и стал падать. Аэроплан Нестерова был невредим и благополучно продолжал полет, но толчок от удара был настолько сильным, что Нестеров погиб от перелома позвоночника.

Александр Казаков

Выдающийся русский ас-истребитель, второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых.
Александр Казаков
Александр Казаков

За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны. имел 16 наград, в том числе орден Св. Георгия, британский орден «За боевые заслуги», «Военный крест» и французский орден «Почетного Легиона». 20 августа Казаков был назначен командиром 19-й эскадрильи Воздушного Корпуса. В 1917 – командиром 1-й истребительной группы. Всем сердцем не приняв большевизм, Казаков принял участие в Гражданской войне, командуя Славяно-Британским эскадроном. Когда англичане решили уйти из России, Казаков, 3 августа 1919 года, сел в свой самолет, взмыл в небо и спикировал в центр аэродрома.

Манфред фон Рихтгофен

Он широко известен по прозвищу «Красный барон», которое он получил после того, как ему пришла мысль покрасить в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолета Albatros D.V., затем Fokker Dr.I., и благодаря своей принадлежности к немецкому баронскому дворянскому сословию Фрайхерр.
Le Fokker Dr. I (последний триплан «Красного барона»)
Le Fokker Dr. I (последний триплан «Красного барона»)
Манфред фон Рихтгофен «Красный барон»
Манфред фон Рихтгофен «Красный барон»

До сих пор считается многими «асом из асов». Сбил 80 самолетов противника.

21 апреля 1918 года Манфред фон Рихтгофен был смертельно ранен в бою над холмами Морланкур, в районе реки Соммы, преследуя самолёт Sopwith Camel канадского лейтенанта Уилфреда Мэя. В свою очередь, Красного барона преследовал командир канадской эскадрильи капитан Артур Рой Браун.
Также по красному «Фоккеру» Рихгофена вели огонь пулемётчики и стрелки австралийской пехотной дивизии. Рихтгофен получил ранение от пули 303-го калибра, стандартного для стрелкового оружия Британской империи, которая попала в грудную клетку снизу сзади и прошла насквозь. Он немедленно приземлился на холме рядом с дорогой Брэ-Карби к северу от деревни Во-сюр-Сомм.

Его «Фоккер» не был повреждён при посадке. Некоторые источники сообщали, что Рихтгофен умер через несколько секунд после того, как к нему подбежали австралийские солдаты, и что перед смертью он успел сказать несколько слов, из которых разобрали только «капут».

3-я эскадрилья ВВС Австралии, ближайшее подразделение сил Антанты, похоронила Рихтгофена с военными почестями на кладбище деревеньки Бертангль 22 апреля 1918 года.

Да уж.

Остается пожелать всем летчикам, чтобы количество взлетов ровнялось количеству посадок.

И в конце каждой главы, буду стараться размещать интересные факты из истории.

Все знают, что огромный теоретический вклад в развитие русской авиации сделал Н.Е. Жуковский, русский учёный - механик, основоположник гидро- и аэродинамики.

Николай Егорович Жуковский
Николай Егорович Жуковский

Но мало кто знает, что поставил ее "на крыло", практически создал отечественный воздушный флот бывший начальник Главного управления торгового мореплавания" контр-адмирал великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II. В 1905 году, оказавшись за границей и видя успехи стремительно развивавшейся авиации, великий князь решил попытаться применить аэропланы в русской армии. В Париже он встретился и заключил торговые соглашения с Блерио и Вуазеном, которые обещали дать машины и инструкторов, а русская сторона принимала на себя обязательства построить аэродром и создать кадры учеников.

Великий князь Александр Михайлович
Великий князь Александр Михайлович

Александр Михайлович добился от царя разрешения отправить нескольких офицеров во Францию для обучения летному делу. Летом того же 1910 года заказанные аэропланы прибыли и были размещены на Гатчинском военном поле, где был создан первый в России военный аэродром. Весной 1911 года начала свою деятельность Гатчинская авиационная школа. С началом Первой мировой войны командующим авиацией - авиадармом - стал великий князь Александр Михайлович.

Первые военные летчики, обучавшиеся в Гатчине, и их командиры имели за плечами богатый опыт полетов на воздушных шарах и дирижаблях, который очень пригодился во время обучения и во время военных действий. Некоторые летчики даже занимались конструкторской деятельностью, их изобретения внесли большой вклад в развитие отечественной авиации.