СЛОВО О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ ДМИТРИИ ИВАНОВИЧЕ И О БРАТЕ ЕГО, КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ АНДРЕЕВИЧЕ, КАК ПОБЕДИЛИ СУПОСТАТА СВОЕГО ЦАРЯ МАМАЯ
“Задонщина”. Все мы хоть раз слышали название данного памятника, но многие ли его читали?
Произведение относят к 80-90гг. 14 века и является свидетельством Куликовской битвы. Написано было Сафонием Рязанцем и дошло до нас в шести списках, ранний из которых датируют 1470-ми годами, а поздний - 17 веком.
То, что представлено нав в источниках с названием “Задонщина” - это компиляция, ведь текст ее был составлен способом сложения всех списков в нечто единое и целое.
“Задонщина” - скорее литературный текст, чем документальный. Он посвящен прославлению победы русских над монголами, а не самому их сражению. Данный памятник интертекстуален, а образцом его служит всем известное “Слово о полку Игореве”.
Автор охарактеризовал написанное как “жалость и похвалу князю Дмитрию”. Первое - поминальник, плачь пот погибшим, второе - воспевание мужества и воинской доблести русских.
Произведение бывает сложно читать, ведь действия в нем скачут из одной локации в другую: то мы находимся на поле Куликовом, то в Москве, то в Новгороде. Время событий тоже варьируется.
Несмотря на это, сюжет “Задонщины” прост. Автор иногда возвращается к прошлому Руси, вспоминает былые битвы, а потом вновь возвращается в настоящие и прославляет ее. В тексте идет повествование о битве на поле Куликовом, описывается ее исход. Сражениям на самом деле придается не самое большое значение, гораздо важнее здесь то, что будет после. Автор акцентирует внимание на осознание проигравших битву своего положения, на диалоги, не влияющие на развитие событий и поведении людей.
В литературном памятнике множество былинных мотивов. “ составим слово к слову, возвѣселим Рускую землю и возвѣрзем печаль на Восточную страну” - строки сами собой навевают что-то такое сказочное и напоминают истории о богатырях.
Описания природы, как одного из героев написанного, также отдает фольклором. Подобно автору “Слова о полку Игореве”, автор данного текста использует образы природы, чтобы показать настроение народа и предсказать то, что должно произойти.
В самом конце своего текста автор воздает “хулу” Мамаю и восхваляет русских. Он подводит определенные итоги и заново вспоминает все прошедшее. Он также, как и в самой битве, расставляет акценты: подмечает, что некогда такие сильные татары теперь проиграли, а русские вновь способны мирно жить на совей земле.
________________________________________________________________
Ссылка на текст: http://philolog.petrsu.ru/filolog/prog/prog.html