Найти тему
rangnar

ИККЕН ХИСАЦУ -эффективно, просто, долго.

Карате

Хочешь спрятать — прячь на видном месте.

Величайший, из известных нам, мастер с блеском выполнил задачу скрыть путь к мастерству и отомстить ненавистным гайдзинам.

Масутацу Ояма

Из биографии Масутацу Ояма: « Родился 27-ого июля 1923 года, в деревне Южной Кореи. Его настоящее имя Енг И Чой. В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию…. Однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ(Okinawa karate). Это заинтересовало его, и он поехал в доджо(dojo) Гичин Фунакоши(Gichin Funakoshi) в Университете Такушоку(Takushoku), где он изучил то, что сегодня известно как Шотокан(Shotokan) Каратэ. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он получил второй дан, а к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию, в 20 летнем возрасте, он получил четвертый дан…. В рассказах Оямы о своих занятиях Сётокан немало путаницы, но, помимо рассказов, есть, все-таки, и документы. Так вот, по документам из архива Сётокай – Ассоциации Сёто, созданной в довоенный период и существующей ныне, Ояма вступил в додзё Сётокан в июне 1943 года и уже 18 февраля 1944 года, всего через 7 месяцев, получил степень сёдан (4 дан) из рук сэнсэя Фунакоси Гитин….. Ветераны Сётокан, занимавшиеся в додзё Сётокан в то время свидетельствуют, что Ояма был очень близок к Фунакоси Гиго, 3-му сыну Гитина, который фактически руководил тренировками, и, являясь сильнейшим бойцом, во время выездов Фунакоси-старшего всегда сопровождал его фактически в качестве телохранителя.
В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам. Ояма путешествовал по Соединенным Штатам в течение года, демонстрируя свое мастерство каратэ вживую и по национальному телевидению. В течение последующих лет, Ояма вызывал на поединок мастеров различных видов боевых искусств, в том числе и боксеров, и провел 270 поединков с различными бойцами. Большинство бойцов было побеждено одним ударом! Борьба никогда не продолжалась больше трех раундов, и очень редко продолжалась больше нескольких секунд. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как “Рука Господа” (Godhand), как живое проявление принципа японских воинов “Один удар – смерть”. Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно)»

Для сравнения: наибольшее количество боев без поражений в боксе:
Эдвард Генри Греб (США) (1894-1926) не знал поражений на протяжении 178 боев, с 1916 по 1923 г. Однако 117 поединков закончились без присуждения победы, 5 из них были неофициальными поражениями.
Пэки Макфарленд (США) с 1905 по 1915 г. провел 97 матчей (5 вничью) без единого поражения.
Педро Карраско (Испания) выиграл с 22 апреля1964 г. по 3 сентября 1970 г. 83 боя подряд. Потом была одна ничья и еще9 побед до поражения в поединке с Армандо Рамосом на соревнованиях легковесов под эгидой Всемирного совета бокса (ВСБ) 18 февраля 1972 г.

Величайшая мистификация.

Мотив. Для осуществления такой масштабной и неблагородной (неблагородной с нашей точки зрения) задачи у Масутацу Ояма должна была быть очень сильная мотивация. О да, мотивация была.

1. Кореец по рождению он считал себя японцем по духу и в этом превосходил многих японцев по рождению. Летчик, принесший клятву комикадзе своему императору, но по стечению обстоятельств, не получивший приказ на выполнение клятвы.

2. Желание стать не просто первым и лучшим, а непревзойденным и величайшим в мире.

"Я дрался с самыми сильными бойцами этого мира! И я выиграл эту битву! Но, у меня осталось еще много дел, которые нужно довести до конца."
Из книги "Ояма Масутацу, путь к господству над миром"

Способ. Масутацу Ояма понимал, что публичные выступления и массовый набор учеников приведут его к необходимости раскрыть методику подготовки. Ояма и не стал ничего скрывать. Он просто сместил акценты, сделав второстепенное важным, а важное третьестепенным. К примеру. Любимым ката было объявлено Тенсё, фактическая вариация на тему ката Сантин. Как для боксера умение скакать через скакалку и отжиматься от пола, так и для каратиста выполнение ката Сантин является одинаково необходимым в процессе тренировок. Не умея отжиматься от пола, вы не сможете, стать боксером, но само умение отжиматься не сделает вас боксером. В ката Сантин отрабатывается контроль над всеми группами мышц и дыхание, не зависящие от вашего движения. Владение техникой ката Сантин не сделает вас мастером боя но, не умея управлять своими мышцами и дыханием, вы не станете мастером боя. Следующим примером будет смещение акцента в подготовке с ката на кумите. Краеугольным камнем объявлялось кумите, а ката так, хорошей, но вовсе не обязательной, формой тренировки. (Сидя на горе 3 года, Ояма выполнил ката около 150000 раз. Ну, так себе, «необязательное упражнение».) Можно и дальше приводить примеры, но хватит и этих. Все возникающие нестыковки отсекались лозунгом:

"Хочешь идти за мной, иди. Но я учить не буду. Учись сам, думай, тренируйся! Ояма Масутацу.

Влияние и авторитет непревзойденного бойца Ояма Масутацу было столь велико, что и по сей день присутствует неверное толкование принципов и методик, вызванное смещением акцентов.

Так что же так тщательно скрывал Мастер?

Боевую систему,

основанную на принципе «ИККЕН-ХИСАЦУ»,

по методике подготовки Сетокан карате

Часть 1. «ИККЕН-ХИСАЦУ» - ПОБЕДИТЬ ПЕРВЫМ УДАРОМ.

Все про это говорят, но никто не знает, как это выглядит.

Перевод с японского на окинавский, затем на японский, затем на английский, потом французский и только тогда на русский часто приводит к непредсказуемым результатам.

«ИККЕН-ХИСАЦУ» - идиома, не имеющая дословного перевода!

Идиоматическое выражение - устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Примерами таких выражений в русском языке будут: «остаться с носом», «бить баклуши», «дать сдачи», «валять дурака», «точка зрения», «без царя в голове», «душа в душу», «шито белыми нитками». В нашем случае ещё и трудности восприятия: выражение «семерых одним ударом». В русском языке эта идиома означает нечем не подкрепленное бахвальство. Но более важно то, что для японца дословный перевод будет иметь, противоположное от русского, конкретное значение, подкрепленное историческими фактами.

Исторический факт: «В средневековой Японии казнь преступников путем отрубания головы иногда сопровождалась ритуалом проверки качества изготовленного меча – катаны. Количество срубленных одним ударом голов определяло качество меча. «Семерых одним ударом» - 7 голов показатель не самый выдающийся, но при этом свидетельствующий о высочайшем качестве меча и очень высоком уровне владения мечом его создателя.»

«ИККЕН-ХИСАЦУ» - ПОБЕДИТЬ ПЕРВЫМ УДАРОМ.

Перевод по смыслу будет выглядеть так:

ПОБЕДИТЬ противника – означает приведение противника в состояние, когда он не может оказать никакого сопротивления, на все время необходимое для устранение причины возникновения боя.

ПЕРВЫМ – не имеет значения, кто первым проявил агрессивное действие или намерение, ваш удар должен быть первым.

УДАРОМ – в «ИККЕН-ХИСАЦУ» нет блоков. (Да-да. Гедан-барай это не блок, это удар. Удар в бедро кулаком. Выполненный правильно блок гедан-барай не способен задержать ногу (20% веса противника) в движении к вам, а в точке приложения - середина бедра, отклонить с траектории движения. Но, удар гедан-барай травмирует мышцы бедра, а при высоком качестве выполнения и ломает это бедро.)

Исторические предпосылки возникновения и распространения

1. 400 лет развития.

Омори Хироси в брошюре «Карате-до Конно-дзюку» пишет об этом так: «Основой техники школы Дзигэн-рю, где занимался Мацумура Сокон, был принцип единственного первого удара «итигэки хиссацу» – «или разрубить противника мечом пополам, или умереть самому». Второму удару или защите значения не придавали, так как в этом виде кэн-дзюцу соперник должен умереть после первого же атакующего удара (итигэки хиссацу)… Для Окинавы самураи области Сацума, а с ними и школа Дзигэн-рю были потенциальными врагами с 1609г. … Мацумура Сокон-известный боец, мастер и телохранитель нескольких королей княжества Рюкю.

Как видим, в тексте есть противоречие: Мацумура Сокон – и окинавец, и телохранитель короля княжества, и враг окинавцев. Оккупация Окинавы это не война в привычных для нас представлениях. Оккупация Окинавы началась в 1609г. И официально закончилась, когда к пиратам-самураям, фактически возглавлявшим окинавское общество к 1879г. пришли «серьезные люди» из Токио с поддержкой в 3000 регулярной армии и популярно объяснили кто в доме хозяин и на каких правах. Почему не пришли раньше? Так после подавления последнего самурайского восстания в истории Японии Сацумского (1877г.) и пришли. История оккупации Окинавы очень запутанная в том кто, кому и за что должен, а нам важно само наличие первоисточника для развития такого направления боевых искусств. Итак, с принципом «убить одним ударом» окинавцы были знакомы почти 300 лет. Вполне себе хороший срок для создания системы подготовки воинов способных или противостоять самураям клана Сацума, или быть этими самыми самураями. Вот такая вот война и оккупация.

300 лет мастера боя Окинавы (японцы и окинавцы) подбирали техники и методики, позволившие из «итигэки хиссацу» - убить одним ударом, перейти к «ИККЕН-ХИСАЦУ» - ПОБЕДИТЬ ПЕРВЫМ УДАРОМ.

2. Телосложение не имеет решающей роли

Внешнее управление клана Сацума для жителей Окинавы в тот период имело катастрофические последствия. Нищета и голод. Да, на Окинаве было очень плохо с продовольствием и его запасами не разово, а на протяжении 300 лет. Положение окинавцев улучшило официальное присоединение к Японии в 1879г. Но, если в японской метрополии всеобщая воинская повинность была введена в 1873 году, то в префектуре Окинава – только четверть века спустя – в январе 1898г. И причина была пребанальнейшая: обследование допризывников на острове показало, что физическое состояние и уровень образования окинавской молодежи были настолько низкими, что японское командование признало окинавцев негодными к строевой службе. … За исключением 3-х человек занимавшихся тотэ - искусством рукопашного боя, у Ясуцунэ ИТОСУ. У вдумчивого читателя возникнет вопрос: А что у Итосу было всего 3 ученика? Учеников у Итосу было много, но только 3 ученика изъявили желание стать добровольцами и пойти в армию. Т.е. создававшаяся боевая система изначально не была рассчитана на выдающиеся телосложение, ибо её последователи таким телосложением не обладали.

3. В нужное время и в нужном месте

Конец 19-го века - милитаризация Японии и подготовка к войне. Для ведения войны по европейским правилам японскому военному руководству понадобилась система первоначальной допризывной военной подготовки. Мимо такого «госзаказа» клан Такеда (одна из ветвей императорского дома, более 1000 лет, готовивший наемных профессионалов среднего и высшего военного руководства для всех кому хотелось повоевать в Японии) пройти не мог. И Сокаку Такеда (сильнейший боец клана в тот период) отправляется в «турне» по Японии, разнося «вдребезги» всех встреченных по пути мастеров других школ и направлений. На Окинаву Такеда не заезжал, ибо незачем добивать немощных см. п.2, а про п.1 просто не имел информации см. карту, где метрополия, а где та Окинава. Результатом «турне» Сокаку Такеда явились 2 открытые (то есть вне клановые) школы: Дзюдо и Айкидо. (Всякие поползновения на исключительность этих «искусств», жестко пресекались представителями Дайторю Айки дзю дзюцу клана Такеда. И Дзюдо и Айкидо только маленькие кусочки, грубо вырванные из, до сих пор, закрытой для свободного изучения системы ведения войны – Дайторю Айки Дзю Дзюцу.) Но методики подготовки бойцов Дзюдо и Айкидо не годились для начальной допризывной подготовки т.к. требовали и тогда и сейчас хорошей физической формы или уровня развития интеллекта не ниже показателей для учащихся высшей школы (института). Дзюдо и Айкидо активно практиковались тогда и практикуются сейчас офицерами полиции и силовых структур, но не рядовым составом армии.

И в этой ситуации «на сцену» выходят Ясуцунэ ИТОСУ «АНКО» (1830-1915) и его ученик Гитин ФУНАКОСИ (1869-1957)

В 1902 году Г.Фунакоси провел первые, документально зафиксированные показательные выступления на Окинаве для Синтаро Одзава, специального уполномоченного по образованию от префектуры Кагосима. Демонстрация каратэ была успешной, и в 1903 году каратэ стало преподаваться в мужской средней гимназии Сюри и в Дайити (средняя школа).

Парадокс. Ученик Итосу проводит показательные выступления, в результате которых его наставник становится преподавателем карате в школе, а сам Г.Фунакоси работает там же на должности помощника. Экий кульбит в биографии Г.Фунакоси. И все же это правда. Г.Фунакоси прекрасно говорил по-японски, великолепно знал японские традиции и этикет, а карате занимался в силу худости здоровья, и бойцом не был от слова совсем.

Так что же так впечатлило специального уполномоченного по образованию, а затем и представителей военного руководства Японии? БАЗОВАЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНИЯ ПОДГОТОВКА необходимая для реализации принципа «ИКЕН-ХИСАЦУ» полностью соответствовала требованиям ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ. 2 ката Тайкеку и 5 Хейнанов - вот точка соприкосновения нужд армии и желания Итосу развивать искусство боя, привлекая в него наибольшее количество последователей.

Ясуцунэ ИТОСУ пообещал военным научить любого солдата, подготовленного на уровне 1 дана современного карате, за 3 месяца «ИКЕН-ХИСАЦУ» и выполнил. Итосу сказал - Итосу сделал. Военные были в восторге. (Сравним: Итосу – 3 месяца, Ояма – 3 года. Итосу - учил, Ояма - постигал сам)

4. СОЗДАНИЕ.

Пути великих открытий извилисты и непредсказуемы. Пройти такими путями дано не многим. Очень много факторов, не зависящих от идущего, должны счастливо сложиться вместе во времени и пространстве. И в этой точке должен быть человек подготовленный. Иначе все пройдет впустую. Мы же понимаем, что Периодическая система химических элементов приснилась Д. И. Менделееву не потому, что он умел сладко спать, а потому что был великим химиком, имел аналитический склад ума.

«С этими исследованиями и была связана «служебная командировка» Д.И.Менделеева во Францию в 1891 году, которая стала одной из самых результативных акций русской разведки того времени. В командировку Менделеев отправился официально — по поручению Морского министерства, с чисто гражданской целью: «ознакомление с работой крупных промышленных предприятий».
Французские власти любезно позволили гостю побывать на многих химических заводах, в том числе на заводе бездымного пороха. Разумеется, на просьбу поделиться секретом его химического состава было отвечено категорическим отказом. (Тогда, в 1891 году, Россия и Франция еще не были союзниками, русско-французская конвенция заключена позднее, 15 (27) декабря 1893 года.)
Но ученый владел ключом к подобным секретам: энергичность, умение по крупицам собрать и обобщить огромный практический материал, и главное — все тот же методический системный подход, который уже не раз приводил его к замечательным открытиям. События развивались стремительно. Узнав, что к заводу бездымного пороха подведена специальная железнодорожная ветка, Менделеев тщательно изучил всю опубликованную статистическую отчетность о железнодорожных перевозках сырья и продукции на завод.
Русский вариант бездымного пороха, названный Д.М.Менделеевым пироколлодийным, стал вскоре производиться в России в промышленном масштабе. Возможно, вся эта история с порохом попала бы в разряд жанра знаменитых «менделеевских» исторических анекдотов, наподобие известных «спиритовых рассуждений», если бы не ее значение для промышленности накануне военного столкновения с Китаем, а затем и с Японией.»

К счастью у окинавского ТОТЕ случился «свой Менделеев» - Ясуцунэ ИТОСУ по прозвищу АНКО.

Биографическая справка:

«Ясуцунэ ИТОСУ «АНКО» (1830-1915) — окинавский мастер каратэ. Итосу родился в 1830 году в г. Сюри. Тренировался у великих мастеров каратэ С. Мацумуры и Косаку Мацуморы. Его близкий друг Я. Адзато рекомендовал Итосу войти в правительство короля Рюкю. В начале века, в 1901-1903 годах, когда каратэ в качестве учебной дисциплины было введено в педагогическом училище и в средней школе Дайити на Окинаве, он стал первым наставником и первым стал открыто преподавать каратэ
Двумя крупнейшими фигурами в окинавском каратэ XIX в. были мастер СЮРИ-ТЭ Итосу и мастер НАХА-ТЭ Каире Хигаонна.
Среди учеников Итосу были Г. Фунакоси, Т. Киян, Т. Ханасиро, Т. Тибана, С. Гусукума, Кэнцу Ябу, Модэн Ябику, К. Мабуни и Канкэн Тояма.
Итосу был крупнейшим реформатором каратэ. Он сделал возможным переход от каратэ-дзюцу к каратэ-до, создал новые ката, такие как ТЭККИ II-III, БАССАИ-СЁ, КАНКУ-СЁ, модифицировал ряд уже существовавших, таких как ВАНСЮ, ЧИНТО, ДЗИ'ИН, ХЭЙВА-АНТЭИ и др., и при этом является основоположником двух стилей окинавского каратэ: СЁРИН-РЮ и СЁРЭЙ-РЮ.»

Обратите внимание: на момент официального представления системы в 1902 г. Ясуцунэ ИТОСУ было 72 года. Ясуцунэ ИТОСУ никак не назвал свое детище, в отличие от основателя Союза искателей абсолютной истины. Слишком разные ставили для себя цели ИТОСУ и Ояма. Ясуцунэ ИТОСУ просто очень хотел, чтобы дело, которое он любил, которому посвятил свою жизнь, стало доступным для всех желающих, а не умерло вместе с ним. Он, как никто, лучше других понимал, что за каждое движение в ТОТЕ заплачено жизнями тысяч мастеров. Во времена Ясуцунэ ИТОСУ ТОТЕ – искусство боя, т.е. искусство убивать.

«Хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах». Ясуцунэ ИТОСУ выбрал путь – адаптировать известные ему техники, приемы и методики для массового преподавания в школе. Он попытался их упростить, но это не возможно с искусством, ведь простота одно из его слагаемых. В результате колоссальной работы получилось не упростить, а свести в систему множество отдельных техник и методик. Так в муках и трудах родился ИКЕН ХИСАЦУ – основополагающий принцип боевой системы, искусство боя, искусство убивать.

Во времена Ясуцунэ ИТОСУ мастера не раскрывали ученикам предназначение и методику техник до определенного уровня освоения. Это не способ сохранения секретов как у ремесленников. В ученики к мастерам боя чужих не брали. Знание - ни есть умение. Знающему только, кажется, что он умеет. Попав в бой, он понадеется на знание, а не умение и погибнет без толку, тем самым замарает честь учителя. Г.Фунакоси карате занимался в силу худости здоровья, и бойцом не был от слова совсем. Поэтому Ясуцунэ ИТОСУ передал Г.Фунакоси лишь БАЗОВУЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ, необходимую для реализации принципа «ИКЕН-ХИСАЦУ». Этого было достаточно для создания школы подготовки инструкторов. ИНСТРУКТОРОВ, а не БОЙЦОВ. Г.Фунакоси оказался человеком чести. Сохранил для будущих поколений все, что досталось ему от основателя. И 5 дан, не присваивал практически никому, за что на него сильно обижались его ученики. Г.Фунакоси, как человек чести, но не боец, не мог давать Дан означающий мастера боя.

Анонс 2 части: Очень эффективно. Очень просто. Очень долго.

Очень эффективно.

Скорость выполнения техники соответствует пределу физических и биологических возможностей человеческого организма. Эта планка непреодолима ни с какими допингами. Законы физики в полной их красоте.

Очень просто.

3 положения – дзенкуцу дачи, кокотцу дачи, шико дачи.

4 удара – гедан барай, аге уке, шото уке, цки.

7 ката – 2 тайкеку, 5 хейнанов.

Очень долго.

Основатель предполагал на подготовку 10 лет и 5 лет для выхода на уровень мастера. Начало приобщения с 8 лет, а к 23 годам, на пике возможностей человеческого организма, выход на уровень мастера. (Ояма уложился в 7 лет. Но то Величайший воин. Основатель рассчитывал на обычных людей)