Почему именно рисунок?
С точки зрения нейрофизиологии, именно рисунок пробуждает активность самых глубинных нейронных ансамблей коры головного мозга, активизирует прочные, неосознаваемые в силу своей биологической важности, механизмы. Наконец-то признаны ошибки по поводу жесткой специализации правого и левого полушарий, доказано, что они работают одновременно, в тандеме. Наконец-то стали говорить о мышлении образами как о способе обработки информации и т.д. Как многого мы еще не знаем! Но уже начинаем делать, что радует безмерно.
Как писала Б. Эдвардс в своей книге «Художник внутри вас»: «Рисунки, как и слова, имеют смысл — зачастую невыразимый словами, но, тем не менее, бесценный для того, чтобы сделать хаос наших чувственных впечатлений постижимым». Многие читали работы Б. Эдвардс (хотя с точки зрения современных достижений нейронауки у нее есть и огрехи), книги Дж. Кэмерон, например, «Путь художника». Они помогают преодолеть иллюзию, впитанную с детства: чтобы рисовать, нужен особый талант.
Если не читали – вот ссылки, помогает просто понять: рисование естественно для любого человека, как и письмо, впрочем. Сейчас масса книг по рисованию, творчеству, используйте все, что вам подойдет. Я ограничусь указанием только этих, поскольку прочесть их очень желательно. Если у вас есть рекомендации – поделитесь, пожалуйста, мы все будем очень рады!
Дж. Кэмерон «Золотая жила», «Путь художника» скачать бесплатно.
«Художник внутри вас» Бетти Эдвардс
Мне нравится, как Бетти Эдвардс проводит аналогию с чтением. Если бы нам внушали с детства, что чтение – особый талант, а преподавали бы очень похоже на многие «методики» преподавания живописи взрослым… Ниже я приведу ее цитату для тех, кто хочет учиться рисовать. [1]
Рисование – самый сильный способ наладить любовные отношения и с миром, и с собственным творческим потенциалом, со своими подсознательными структурами. Связь «рука-мозг» наиболее убедительна для всей нашей психики. Все дети любят рисовать. Вы знаете… и все люди любят рисовать :-). Это потребность!
Рисовать = развивать мышление, механизмы восприятия и стратегии взаимодействия с бессознательным! Не нужно быть психологом и нейрофизиологом, чтобы представить: вы подбираете краски, вы проводите линию, вы чутки к композиции рисунка, вы оцениваете свой рисунок в отношении соответствия задуманному, выразительности или завершенности. Вы работаете с балансом. И самое главное – с восприятием и откликом собственных глубинных предпочтений.
Цитируя ту же Б. Эдвардс: «Когда вы выучите навыки восприятия, область их применения может варьироваться, как варьируется сфера применения усвоенных вами речевых и арифметических навыков. … Каждый может использовать навыки восприятия — опять же, как и навыки речи и математики — для улучшения навыков мышления». Как минимум. О развитии базовых творческих способностей, стратегий и процессов можно и не говорить. Плюс масса психологических бонусов.
Кстати, даже само начало рисования приучает нас использовать ритуал как механизм психологического настроя. Не нужно прибегать к жесткой мотивации, это грубо. Система личных ритуалов должна вырабатываться осознанно и помогать нам во всем. Пока приготовишь бумагу или холст, карандаши или краски, а они пахнут (сильнейший якорь), пока с предвкушением начнешь рисовать – ты уже непроизвольно научился приятной собранности.
Цвет и его выбор как техника арттерапии. С какого цвета вам хочется сегодня начать? Да, до сих пор ученые не знают – как работает механизм компенсации недостатка в вибрациях волн определенной длины, условно называемых цветом. «Витамины цвета» нужны каждый день. Почему мы предпочитаем сегодня этот цвет, а завтра противоположный? Тоже тайна.
Вы сразу же чувствуете нюансы собственных глубинных предпочтений. Почему-то именно этот цвет именно для вас именно сегодня ценен. Рисуйте, как хотите! Не потому, что «в реале» лист зеленый, а потому что вам хочется рисовать зеленым цветом вот такого оттенка. Да и кто сказал, что он зеленый? И чем хуже листок розового цвета? Смелее!
Есть целые таблицы принятых в разных культурах значений каждого цвета. Я потом опубликую, но лучше сейчас не пользуйтесь ими и не интерпретируйте. Не думайте о значении цвета, а просто наслаждайтесь им. Это чистая, глубинная, базовая радость!
Рисовать приятно! Наверное, это единственный критерий выбора техники и формы рисунка. Кто-то любит карандаши, ручки, кто-то акварель или масляные краски, любые техники! Что ВАМ нравится? Чтобы узнать, конечно, надо попробовать все. Бывает так, что условия или само освещение диктуют выбор. Если я пропускаю дневной рисунок красками, вечером рисую карандашами, поскольку искажается цвет. Стоит попробовать разные техники.
Ежедневность – лучший путь и к закреплению, развитию навыка, и к изучению собственных потребностей в нем. Наступает момент, когда навык начинает самостоятельно требовать какого-то выражения, изменения. Сами образы меняются, просятся, тоже живут своей жизнью. Это родное, личное творческое начало вступило с нами в дружеский контакт. Доверие к себе как к творческой личности начинается с доверия к жизни внутренних образов.
Бывает ли так, что я пропускаю ежедневный рисунок? Иногда бывает, но редко. Заметила, что на следующий день хочется восполнить пробел, и за то же время получается два рисунка.
А еще (для тех, кто следит в Инстаграмме), я не всегда публикую ежедневный рисунок. Мы ведь исследуем себя – это главная цель. Иногда он у меня действительно не получается!
Я убедилась: рисовать животных, вообще живые объекты, – для меня очень сомнительный и неудачный способ самовыражения. Дело не в том, что «не бывает таких котов» с усами в виде спирали Эйлера, дело в том, что мне такие рисунки кажутся… слишком конкретными для выражения идеи, что ли, полными ненужных подробностей типа того же кота. Вполне достаточно усов. Лаконично и со вкусом, я шучу :-). А для идеи любимого геккона полунатуралистичный рисунок самого геккона - слишком тяжеловесно. Одним словом – побольше абстракции, поменьше конкретики.
И еще, мне не даются угловатые фигуры. Например, у меня не складываются отношения с прямоугольником. Наверное, я в него просто не верю :-). И не могла преодолеть непонятной нелюбви к розовому цвету, а ведь в детстве любила. Таинственно всё…
Но о своей методике EIDEALING® я напишу позже и отдельно. .
Каждому необходимо найти свою собственную, подходящую, радующую технику, форму или содержание. Когда вы будете рисовать, вы почувствуете это очень даже уловимое состояние «Подходит – не подходит». Не зря известных художников можно опознать по нескольким, присущим только им признакам. Леонардо не спутаешь с Дали. Живопись - высший способ выражения индивидуальности.
РИСУЙТЕ В ТЕХ ФОРМАХ, КОТОРЫЕ ВАМ НРАВЯТСЯ!
Юнг каждый день рисовал. Посмотрите на его рисунки в знаменитой «Красной книге». Посмотрите, как он использует формы, образы, цвета.
Рисунки Юнга:
Ищите нечто похожее на ваши творческие предпочтения в сети, особенно в Pinterest. Там очень удобно сгруппированы рисунки по тематике, система подсказок, автоматическое отображение похожих объектов и огромный плюс – ты можешь выйти на сайт понравившегося художника (при условии аккуратного сохранения), можешь найти доски, близкие по вкусу, тематике и технике.
Составьте себе галерею близких именно вам рисунков, картин, образцов, техник, обучающих видео. А самое главное – свою личную Галерею Вдохновений, в которой соберите всё любимое и загадочно-привлекательное. Иногда, просто посмотрев на любимые картины, рисунки, фотографии, вы быстро входите в хорошее состояние. А какие есть красивые, богатейшие старинные орнаменты (тоже отдельная тема), иллюстрации, алфавиты, наконец, природные формы!
Всё-всё собираем в копилку – увиденное уже попало в нашу ничего не забывающую нейрофизиологическую творческую мастерскую.
ЖИВОПИСНОЙ РАДОСТИ ВСЕМ НАМ! :-)
А это маленький подарок - просто посмотрите, если кто-то не видел, приятно:
[1] Простите за длинную цитату, но лучше не скажешь!
«Я полагаю, пришло время пересмотреть наши традиционные представления о творческом таланте — «скрытом» или каком-то ином. Почему мы предполагаем, что для рисования требуется некий редкий и особый «художественный» талант? Мы же не делаем такого предположения в отношении способностей иного рода — умения читать, например.
Что было бы, если бы мы поверили, что научиться читать способны лишь немногие счастливчики, обладающие врожденным, богоданным, генетическим даром? Что, если бы учителя считали, что наилучший способ научить ребенка читать — просто обеспечить его достаточным количеством текстов и потом просто ждать, что получится?
Такой учитель, конечно же, не вмешивался бы в спонтанные попытки детей читать из опасения навредить «творчеству» при чтении. Если бы ребенок спросил: «КАК это читается?», учитель отвечал бы: «Просто почувствуй себя свободным! Делай то, что приходит в голову. Используй свое воображение и просто наслаждайся процессом! Чтение должно приносить радость!» А потом учитель просто наблюдал бы, у кого из детей проявится «талант» к чтению — исходя из предпосылки, что учить навыку чтения не стоит и пытаться, потому что если ребенок не «талантлив», то никакое учение ему не поможет.
Легко понять, что при такой ситуации из двадцати пяти детей в классе кое-как читать научились бы один, два, может быть, три человека. Их бы объявили «талантливыми» к чтению, и, без сомнения, кто-нибудь потом говорил бы: «Да, вы знаете, бабушка Салли тоже была сильна в чтении. Салли, вероятно, пошла в нее… Это у них в генах, я полагаю»». А тем временем остальные дети будут подрастать, говоря себе: «Я не умею читать. У меня нет к этому никакого таланта, и я уверен, что никогда не научусь читать».
Б. Эдвардс, «Художник внутри вас».
© 1998-2019 ELENA SHUGALEY (SHUGALEI) Все материалы защищены авторскими правами, ссылка при копировании обязательна