Найти тему
Your Maria Magdalene

Повесть об Акире Премудром

Об источнике славянского перевода данной Повести спорят: одни возводят ее к сирийской версии, другие - к армянской; но все сходятся на том, что возникла она в 5-7 вв. до н.э. 
Редакция в наиболее точном переводе известна в трех списках. Еще один находился в одном из сборников вместе со всем нам известным “Словом о полку Игореве”, но был кем-то где-то потерян. 

В Повести рассказывается об одном из советников царя Синагриппа - Акире. У него не было своих детей, поэтому на воспитание он взял своего племянника Анадана. 
Акир пытался воспитать юношу так, чтобы из него вырос настоящий помощник, но Анадан подставил своего дядю, опозорив его перед царем. По вине Анадана, царь счел Акира изменником и приговорил его к смерти.
Акир спасся хитростью: он попросил  друга вместо него казнить Арпара, обреченного вместе с ним на смерть. Все это ему удалось и царь решил, что Акир мертв.
Параллельно этому Египетский царь Фараон потребовал у Синагриппа лучшего строителя, способного построить здание, объединяющее небо и землю. Синагрипп решил послать Анадана, но тот отказался. Тогда друг Акира объявил царю, что тот не был казнен. Его вернули и сорок дней отдыхал он в доме своем, после чего ему сообщили о просьбе Фараона. 
Фараон не был рад видеть у себя Акира, поэтому начал загадывать загадки, но советник на все нашел ответ.
Когда все задания и поручения Египетского царя были выполнены, Акира отпустили назад.
Дома пред Акиром извинялся Анадан, но то не поверил его словам и сказал, что бог им судьям. 
“И тогда надулся Анадан, словно кувшин, и разломился пополам.”

Заканчивается Повесть афористическим высказыванием: “Кто добро делает, тому и благо будет, а кто под другом своим яму копает, тот сам в нее и упадет”. 
На протяжении всего произведения встречается множество таких советов, но именно это проводит некую завершающую черту. 
Такое завершение служит своеобразной моралью в конце басни,  к которой мы привыкли еще со школы, и отражает именно то, что до нас хотели донести: добро добром возвращается, тогда как зло - всегда злом. Это негласный закон.

________________________________________________________________

Ссылка на текст: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4876