Найти в Дзене
Гридасов с бородой

Кто был первым тренером сборной СССР по хоккею?

Тарасов или Чернышёв? Отвечаем. Фактически сборная СССР по хоккею с шайбой была впервые сформирована в феврале 1948 года – к серии товарищеских матчей с пражским ЛТЦ, одним из сильнейших на тот момент клубов Европы. Игроки ЛТЦ составляли костяк сборной Чехословакии – чемпиона мира 1947 года и серебряного медалиста Олимпийских игр 1948 года. Спортивное руководство, боясь поражений, постеснялось присвоить собранной команде звание «СССР»: официально с пражанами играла «сборная Москвы», хотя в ее составе были и ленинградцы, и рижане (в том числе дед ныне известного тренера Харийса Витолиньша – Харийс Витолиньш-старший). Возглавить сборную было поручено «тренерскому совету», в который вошли все пять тренеров московских команд – Павел Коротков (ВВС), Аркадий Чернышёв («Динамо»), Анатолий Тарасов (ЦДКА), Владимир Егоров («Крылья Советов») и Александр Игумнов («Спартак»). В закрытой от болельщиков «тренировочной» части серии сборная Москвы дважды уступила ЛТЦ с крупным счетом – 7:11 и 1:10, а
Оглавление

Тарасов или Чернышёв? Отвечаем.

Фактически сборная СССР по хоккею с шайбой была впервые сформирована в феврале 1948 года – к серии товарищеских матчей с пражским ЛТЦ, одним из сильнейших на тот момент клубов Европы. Игроки ЛТЦ составляли костяк сборной Чехословакии – чемпиона мира 1947 года и серебряного медалиста Олимпийских игр 1948 года. Спортивное руководство, боясь поражений, постеснялось присвоить собранной команде звание «СССР»: официально с пражанами играла «сборная Москвы», хотя в ее составе были и ленинградцы, и рижане (в том числе дед ныне известного тренера Харийса Витолиньша – Харийс Витолиньш-старший). Возглавить сборную было поручено «тренерскому совету», в который вошли все пять тренеров московских команд – Павел Коротков (ВВС), Аркадий Чернышёв («Динамо»), Анатолий Тарасов (ЦДКА), Владимир Егоров («Крылья Советов») и Александр Игумнов («Спартак»).

В закрытой от болельщиков «тренировочной» части серии сборная Москвы дважды уступила ЛТЦ с крупным счетом – 7:11 и 1:10, а вот в публичных матчах – со зрителями и под кинокамеры – сыграла достойно (6:3, 3:5, 2:2), что открыло дорогу к формированию официальной сборной СССР.

Первый крупный турнир, на который могла отправиться наша национальная сборная – Олимпийские игры в феврале 1952 года в Осло. Однако власти страны сочли, что советские спортсмены не смогут занять высокое место в общем медальном зачете и отложили олимпийский старт на четыре года. А вот в следующем сезоне – 1952/53 – сборная СССР вовсю готовилась дебютировать на чемпионате мира в Швейцарии, играя международные спарринги с командами социалистических ГДР, Польши и Чехословакии. К этому моменту уже был сформирован тренерский штаб, состоявший из Владимира Кузьмича Егорова, Анатолия Владимировича Тарасова и Аркадия Ивановича Чернышёва, причем в нем не было поначалу разделения по статусу на главного тренера и его помощников. Во всех официальных документах они писались через запятую.

Сборная СССР на тренировочном сборе в Берлине 12 ноября 1952-го года.
 Нижний ряд: Сергей Митин, Борис Запрягаев, Михаил Бычков, Николай Хлыстов, Григорий Мкртычан;
верхний ряд: Владимир Егоров (тренер), Альфред Кучевский, Виктор Тихонов, Алексей Гурышев, Павел Жибуртович, Анатолий Кострюков, Евгений Бабич, Пётр Котов, врач команды, Павел Коротков (руководитель делегации).
Сборная СССР на тренировочном сборе в Берлине 12 ноября 1952-го года. Нижний ряд: Сергей Митин, Борис Запрягаев, Михаил Бычков, Николай Хлыстов, Григорий Мкртычан; верхний ряд: Владимир Егоров (тренер), Альфред Кучевский, Виктор Тихонов, Алексей Гурышев, Павел Жибуртович, Анатолий Кострюков, Евгений Бабич, Пётр Котов, врач команды, Павел Коротков (руководитель делегации).

Решение не ехать на чемпионат в Швейцарию было принято в самый последний момент: не было уверенности, что без травмированного Всеволода Боброва, который пропускал этот сезон, наша команда сможет завоевать золотые медали, а советские спортсмены обязаны были только побеждать. Особенно на дебютных соревнованиях.

Это первенство мира-1953 вообще вышло куцым. На него не приехали ни канадцы, ни американцы – по мотивам, которые слышны из-за океана и 60 с лишним лет спустя: зачем нам тратить силы своих игроков на турнирах, которые только обогащают казну европейских федераций, а нам ничего не приносят. А по ходу чемпионата с него снялась сборная Чехословакии – в знак траура по скончавшемуся Клементу Готвальду. Президент Чехословакии простудился на похоронах Сталина в Москве и умер, когда до окончания чемпионата оставалось всего два тура.

Вместо чемпионата мира первая сборная СССР в феврале 1953 года отправилась играть в Вену на Универсиаду под видом студенческой команды. Это был первый официальный турнир в истории нашей сборной. Именно там впервые у сборной СССР и появился - по факту - старший (главный) тренер. Им стал 34-летний играющий тренер ЦДСА Анатолий Владимирович Тарасов.

НО. Два «но».

Официальный статус той сборной был – студенческая сборная.

До сих пор не обнаружены документы, подтверждающие официальный статус Тарасова как старшего тренера. Скорее всего, его должность называлась председатель тренерского совета.

Почему Тарасов не вошел в тренерский штаб на первом для сборной СССР чемпионате мира в 1954 году?

-2

Принято считать, что Анатолий Тарасов и Всеволод Бобров начинали играть в хоккей в одной тройке. Это не так. Первый чемпионат СССР, закончившийся в 1947 году победой московского «Динамо», они провели вообще в разных командах. Тарасов был играющим тренером ВВС, а Бобров – игроком ЦДКА. Факт – ссора двух великих хоккеистов, произошедшая во второй половине 40-х годов, в результате которой они не очень дружелюбно общались до конца жизни. Из-за чего и когда точно поссорились Анатолий Владимирович с Всеволодом Михайловичем, не известно. Часто пишут о ссоре на тренировке, когда Бобров не согласился с тактикой, предложенной Тарасовым. Иногда упоминают о фразе, которую Бобров якобы бросил в Тарасова: не надо мудрить, вся тактика – отдайте мне шайбу и я забью. Одной из возможных причин часто называется то, что Бобров «подсидел» Тарасова в ВВС, что тоже не соответствует действительности.

Что было на самом деле? В сезоне 1947/48 Тарасов стал играющим тренером ЦДКА, где была сформирована первая ударная тройка Советского Союза: Бабич – Тарасов – Бобров. Чемпионат ЦДКА выиграл, а эта тройка забросила 97 шайб из 108 общих командных (Бобров – 52, Тарасов – 23, Бабич – 22).

Команда ВВС, патронируемая генералом Василием Сталиным, сыном генералиссимуса Иосифа Сталина, первые два хоккейные сезона провалила – 5-е и 7-е места. Тренеров Сталин-младший увольнял каждый год, но Тарасова сменил не Бобров, а то ли Виктор Леонов, то ли Павел Коротков (версии разнятся. В то время статус тренера в хоккее вообще только начинал складываться).

В третьем чемпионате СССР ВВС стал вторым (после тарасовского ЦДКА), но и этого результата Сталину было мало. Вот тогда и было принято решение собрать на базе ВВС команду-мечты. К уже переманенным из «Спартака» нападающим Ивану Новикову, Юрию Тарасову (младшему брату Анатолия Тарасова) и Зденеку Зикмунду (являвшемуся одновременно одним из лучших теннисистов страны) добавились рижане Харийс Меллупс и Роберт Шульманис, а также восходящая звезда советского хоккея челябинец Виктор Шувалов. Эта команда и начала сезон 1949/50, завершившейся для нее гибелью в авиакатастрофе в январе 1950 года под Свердловском. Выжили только старший тренер Матвей Гольдин, уволенный Сталиным за несколько дней до полета, Виктор Шувалов, которого не взяли в поездку, администратор Кольчугин, оставшийся в Москве оформлять документы на переход Боброва из ЦДКА в ВВС, и сам Бобров, который – по официальной версии – проспал вылет.

Всеволод Бобров (справа) на чемпионате мира-1954 в матче против сборной Чехословакии
Всеволод Бобров (справа) на чемпионате мира-1954 в матче против сборной Чехословакии

Формировать новый состав ВВС Сталин-младший поручил Всеволоду Боброву, и уже по ходу этого сезона он забрал из ЦДКА друга и партнера по тройке Евгения Бабича. «Евгений как никто другой в те годы владел искусством тонкого паса, гордился, когда выкладывал шайбу на клюшку своему самому дорогому другу Всеволоду», – вспоминал о нем Тарасов. «Играл Бабич очень виртуозно. Он всегда повторял, что один-единственный финт не прокормит, и постоянно что-то выдумывал. Все свои новинки он сам долго отрабатывал на тренировках, а потом и нас с Бобровым подключал к розыгрышу этих задуманных комбинаций», — это слова Виктора Шувалова.

В следующих двух союзных чемпионатах ВВС брал золотые медали, а тройка Бабич – Шувалов – Бобров стала лучшей в стране. И даже третий подряд чемпионат ВВС закончил на первом месте, несмотря на то, что Бобров пропустил весь сезон из-за травмы – тренировал «летчиков» в этот момент Бабич.

После смерти Иосифа Сталина ВВС был расформирован, и его игроки разбрелись кто куда. Первая тройка страны ушла в ЦДСА к Тарасову, а, например, молодой защитник и кандидат в сборную страны Виктор Тихонов – в «Динамо» к Чернышёву. К весне 1954 года, когда сборная СССР должна была дебютировать на чемпионате мира в Стокгольме, Тарасов и Бобров не ладили друг с другом, хотя и находились в одной команде. Можно предположить, что и ссора была, и игровая ревность, сказались и гибель младшего брата Тарасова в авиакатастрофе, и то, что новые «бобровцы» в ВВС три сезона подряд били тарасовских армейцев. А дальше то, что подается обычно как факт: Бобров поставил ультиматум перед спортивным руководством, либо я не еду на чемпионат мира, либо Тарасова убирают из сборной.

Кадр из фильма «Мой лучший друг – генерал Василий, сын Иосифа». «Всеволод Бобров» в желто-синей форме ВВС (актер Борис Щербаков) разговаривает с Василием Сталиным (актер Владимир Стеклов)
Кадр из фильма «Мой лучший друг – генерал Василий, сын Иосифа». «Всеволод Бобров» в желто-синей форме ВВС (актер Борис Щербаков) разговаривает с Василием Сталиным (актер Владимир Стеклов)

На самом деле, никакого «ультиматума Боброва» не было. Хоккейное руководство и так понимало, что тяжелые взаимоотношения между безусловным лидером сборной и одним из трех ее тренеров, могут плохо сказаться на спортивном результате, и сделало выбор в пользу Боброва. В итоге на чемпионат мира в Стокгольм отправились капитан команды Всеволод Бобров и тренерский тандем: Аркадий Иванович Чернышёв (старший) – Владимир Кузьмич Егоров (помощник). Тарасов же поехал в Стокгольм в качестве члена делегации, наблюдателя с трибуны. Кстати, и в этом сезоне ЦДСА Тарасова был только вторым в национальном чемпионате. На первом месте – «Динамо» Чернышёва, на третьем – «Крылья Советов» Егорова.

-5

Каких успехов добился тандем Чернышёва и Егорова?

На первом в своей истории чемпионате мира-1954 национальная команда СССР сразу же завоевала золотую медаль, обыграв в решающем матче канадцев со счетом 7:2 (три шайбы от тройки Бабич – Шувалов – Бобров).

Под флагом сборной Канады на том турнире выступала любительская команда «Линдхерстс» из второго дивизиона хоккейной ассоциации провинции Онтарио, что, впрочем, нисколько не умаляет достижения первой советской сборной. В 50-е канадцам обычно хватало и таких дворовых команд, чтобы побеждать на чемпионатах мира и Олимпиада. После этих неожиданных 2:7 им пришлось тщательнее относиться к выбору своих делегатов.

На чемпионате мира 1955 года Канаду представлял уже куда более сильный клуб – «Пентиктон Виз», двукратный чемпион Okanagan Senior Hockey League (OSHL). В последний игровой день турнира любители из Британской Колумбии разгромили нашу сборную со счетом 5:0, Чернышёв и Егоров вернулись домой с серебряными медалями.

На первой для нашей сборной зимней Олимпиаде в Кортина д'Ампеццо нас ждали еще более серьезные канадцы – клуб «Китченер-Ватерлоо Датчмен», чемпион первого дивизиона ассоциации Онтарио, ворота которого защищал один из лучших вратарей в истории канадского любительского хоккея Дени Бродёр, в будущем – знаменитый на всю Северную Америку спортивный фотограф, отец легендарного Мартина Бродёра, трехкратного обладателя Кубка Стэнли в составе «Нью-Джерси Дэвилз», двукратного олимпийского чемпиона, четырежды признававшегося лучшим вратарем НХЛ.

Бродёру-старшему выиграть Олимпиаду не удалось. Динамовцы Юрий Крылов и Валентин Кузин забросили ему по шайбе: 2:0 победа сборной СССР и первые золотые олимпийские медали советского хоккея, завоеванные тренерским тандемом Чернышёв – Егоров.

Когда Тарасов вернулся в сборную?

Чемпионат мира 1957 года впервые должен был пройти в Москве и стать триумфальным для советской команды и всего советского народа. Тем более, что чемпионат бойкотировали сборные Канады и США – в знак протеста против подавлениями советскими войсками венгерского восстания 1956 года. «Я невольно вспоминаю прошлогодние выступления нашего изумительного хоккейного коллектива на льду Кортины. Наших хоккеистов полюбили за их дружную напористую игру, в которой ошеломляющая сила сочеталась с безукоризненной дисциплинированностью и добропорядочностью – качествам, присущим истинным спортсменам», – сообщал читателям «Советского спорта» писатель Лев Кассиль накануне московского чемпионата.

Все свои матчи сборная СССР выиграла с разгромным счетом: 12:0, 16:0, 22:1… Все, кроме двух – ничьи со сборными Чехословакии и Швеции оставили нас на втором месте. При этом в решающем матче против шведов за нашу сборную не смог сыграть травмированный Бобров, а судьба чемпионства решилась одной шайбой, пропущенной в середине третьего периода.

Анатолий Владимирович Тарасов после окончания чемпионата написал разгромную рецензию на игру нашей сборной, особенно напирая на плохую работу тренерского штаба. Она называлась «Когда улеглись страсти». В ней он в частности писал: «Какие же все-таки причины помешали нашей сборной удержать звание чемпиона мира? По моему мнению, одна из причин заключается в том, что в сборную были включены игроки, которые по уровню своего мастерства либо по физической подготовленности вряд ли заслуживали этого. <…> Никто не хочет умалить достоинств и нападающего Евгения Бабича, в прошлом большого мастера хоккея. Но в настоящее время Бабич утратил скорость, умение хорошо ориентироваться. В его игре сейчас проявляются нерасчетливость в действиях, технические «осечки», тактическая ограниченность».

В отличие от своих коллег по тренерскому цеху, Тарасов очень хорошо понимал силу и влияние печатного слова. Еще будучи молодым играющим тренером, он взял за правило за один хоккейный сезон до 30-40 раз выступать в прессе, будь то «Правда» или «Огонек», «Советский спорт» или «Спортивные игры» – с подробными, программными выступлениями, в которых в том числе разбирал ошибки, совершаемые коллегами. Чернышев был уволен. Главным тренером сборной СССР был назначен Тарасов. Владимир Егоров остался в его помощниках.

Чего добился Тарасов на посту главного тренера?

Серебряные медали чемпионатов мира 1958 и 1959 годов, бронзовые медали Олимпийских игр Скво-Вэлли. Все три матча против канадцев были проиграны. После «провала в Скво-Вэлли» (так было решено в руководстве) Тарасова сняли с тренерских постов сначала в сборной, а потом и в ЦСКА.

А что было дальше?

А дальше старшим (то есть главным) тренером сборной вновь стал Аркадий Иванович Чернышёв. Это случилось в начале 1961 года. А осенью 1962 года его помощником (вторым тренером) стал Тарасов.
-6

Кто самый титулованный тренер советского хоккея?

Аркадий Иванович Чернышев, завоевавший в качестве старшего (главного) тренера 4 золотые олимпийские медали и 11 золотых медалей чемпионатов мира. Эти медали принято записывать и на Тарасова, хотя данный принцип не применяется к другим известным тренерским тандемам, к примеру, к Владимиру Егорову, помогавшему Чернышёву на первых турнирах, или к Владимиру Юрзинову, много лет ассистировавшему в сборной Виктору Тихонову.

Для сравнения: у Виктора Васильевича Тихонова – 3 золотые олимпийские медали (1984, 1988 и 1992) и 8 золотых медалей чемпионатов мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989 и 1990).

Что безусловно: Тарасов – самый титулованный тренер клубного советского хоккея, его ЦСКА становился чемпионом страны 17 раз (ЦСКА – 1948 – 1950, 1955, 1956, 1958 – 1960, 1963 – 1966, 1968, 1970 – 1973). Тихоновский – только 12 (1978 – 1989). У остальных тренеров и того меньше: Всеволод Бобров – 3 (ВВС – 1951, 1952, «Спартак» – 1967), Владимир Юрзинов – 3 («Динамо» – 1990 – 1992), Аркадий Чернышёв – 2 («Динамо» – 1947, 1954), Николай Карпов – 2 («Спартак» – 1969, 1976), Константин Локтев – 2 (ЦСКА – 1975, 1977), Евгений Бабич – 1 (ВВС – 1953), Владимир Егоров – 1 («Крылья Советов» – 1957), Александр Виноградов – 1 (ЦСКА – 1961), Александр Новокрещёнов – 1 («Спартак» – 1962), Борис Кулагин – 1 («Крылья Советов» – 1974).