Из русских дискуссий о национальной политике Российской империи и России вообще.
Пётр Струве. 1911 г.
Следует понять и категорически высказать, что есть два национализма с диаметрально противоположным отношением к окружающей его, враждебной или индифферентной, «среде». Один — национализм свободный, творческий и потому открытый и в подлинном лучшем смысле завоевательный. Другой — национализм скованный, пассивный и потому вынужденный бояться других и обособляться от них. Это национализм — закрытый, или замкнутый и оборонительный. Классическими историческими носителями первого, завоевательного национализма являются англосаксы с тех пор, что они отделились от своей религиозной, протестантской исключительности. Они ничего не боятся и все покоряют. Только такой национализм может создать настоящее «Imperium». Те же черты носила и римская государственность в эпоху ее наивысшей мощи и наибольшего расширения.
Классическими историческими носителями второго, оборонительного национализма были в свое время евреи. Отделившись от остального мира и обратившись против христианства, которое было в среде еврейства и для еврейства национальным предательством и ренегатством, евреи спасли свою национальность. Этот закрытый, оборонительный национализм был естественен и даже неизбежен для маленького теснимого народа, которому приходилось выбирать либо растворение в христианизирующемся эллинско-римском мире, либо самосохранение путем национально-религиозного обособления...
Теперь можно совершенно точно формулировать проблемы национальной политики русского народа. Она гласит: Какой национализм должен проводить русский народ и русское государство? Национализм нового англосаксонского или старого еврейского типа. Первый национализм открыт для всех, не боится соперничества, сознательно задается прозелитизмом, потому что он верит в то, что он не растворится в море чужеродных элементов, а претворит их в себя и, во всяком случае, рядом с ними окажется более крепким и стойким.
Не может быть никакого сомнения: свободный, открытый, завоевательный национализм есть свидетельство силы и здоровья большой нации.
Но не есть ли он также условие и гарантия этой силы и этого здоровья? Вот основной и роковой вопрос русского политического развития. По моему глубокому убеждению, это есть вопрос о том, быть или не быть Великой России. И тут открывается еще одно противоречие русского официального национализма. Этот национализм — не только творец и пестун национальных сознаний и притязаний угнетаемых национальностей. Официальный национализм усыпляет и расслабляет национализм народный. Свободное соперничество и состязание национальностей есть требование национальной гигиены.
В самом деле, русский народ не в том положении, чтобы его приходилось поддерживать такими средствами, к каким поневоле прибегают национальности, которым угрожает или угрожала опасность раствориться в более могущественной национальной и культурной стихии. Наш официальный национализм — парадоксальное, извращенное явление потому, что — во имя чуждых и враждебных народу интересов — он большой силе, которая призвана свободно шириться, навязывает способы и приемы не сильного, а слабого, не нападения, а обороны.
...
Идеалом, к которому должна стремиться в России русская национальность, по моему глубокому убеждению, может быть лишь такая свободная и органическая гегемония, какую утвердил за собой англосаксонский элемент в Соединенных Штатах Северной Америки и в Британской империи. Об атом, конечно, не может быть речи ни в Финляндии, ни в царстве Польском, частях Империи, имеющих особую судьбу, при которой немыслима никакая ассимиляция. Но этот идеал — правда, с большим, чем в Америке, сохранением местных, в известных пределах тоже национальных особенностей — осуществим для всей остальной империи, ибо на всем пространстве Российской империи, кроме Финляндии и Польши, приобщение к русской культуре означает подъем на высшую ступень (особое положение занимала бы немецкая культура в Прибалтийском крае, если бы она не была там культурой тонкого верхнего слоя населения, с которым массы народные находятся в историческом антагонизме).
Из статьи "Государственная сила и национализм".
Струве П. Б. Патриотика. СПб., 1997. С. 159–164.
Автор: Артемий Пигарев
Группа сообщества ВК: https://vk.com/maximilliannegabsburg
Профиль в Инстаграм: https://m.vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fintelligentbeg%2F