История данной идеологии, откровенно говоря, не столь обширна. Однако, как мы можем видеть, в последнее время либертарианские идеи захватили умы молодежи в нашей стране. Чем же они так привлекательны, и какова история либертарианства? Давайте разбираться.
Идеи либертарианства логически проистекают из трудов выдающегося шотландского экономиста Адама Смита и доводят до конца идею свободного рынка (laissez faire). Примечательно, что в девятнадцатом веке «либертарианцами» называли приверженцев крайне левых идей – анархистов прудоновского толка. Однако, если говорить о либертарианстве в современном понимании, то похожие идеи два века назад высказывал французский мыслитель и экономист Фредерик Бастиа. В своих трудах он транслировал мнение, что торговые ограничения, налоги, тарифы ведут к обеднению, путем же к процветанию должен стать свободный рынок.
С тех пор учение о свободной экономике набрало обороты. Его идеологи последовательно выступали против марксистских идей, пытаясь доказать, что капиталист не грабит работника, присваивая результаты его труда, а наоборот, чем выше благополучие капиталиста, тем выше благополучие подчиненного.
В единую философию либертарианство оформилось в первой половине двадцатого века. Произошло это в стенах Венского университета. То время ознаменовалось такими фамилиями, как Бем-Баверк, Менгер и фон Мизес. Они придерживались теории, согласно которой объем выпускаемой на рынке продукции и ценообразование должны исходить из индивидуальных аспектов. Последовательно выступали против системы государственного планирования.
Кроме того, Людвиг фон Мизес выпустил учение о праксиологии – теории человеческой деятельности, заключающейся в том, что у каждого человека есть предрасположенность к предпринимательской деятельности.
Пожалуй, главной победой либертарианства является получение Фридрихом фон Хайеком Нобелевской премии по экономике в 1974 году. Ранее, еще до окончания Второй мировой войны, он написал свой хрестоматийный труд «Дорога к рабству», в рамках которой обозначил вред от государственного вмешательства в экономику и частную жизнь людей. Данная книга стала настоящим вдохновителем для поколения политиков, прославившихся в 70-80-е годы. Элементы либертарианства интегрировали в свою деятельность, например, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, президент США Рональд Рейган, а также некоторые диктаторы – чилиец Аугусто Пиночет и сингапурец Ли Куан Ю. «Чистокровными» либертарианцами назвать их крайне затруднительно, однако они взяли на вооружение и претворяли в жизни многие либертарианские постулаты – например, снижение налогов, приватизацию государственного сектора и др.
Еще одним центром распространения идей свободного рынка стал Чикагский университет и его видный представитель Милтон Фридман. Выпускники Чикаго, в частности, работали в правительстве Пиночета в Чили, также идеями чикагцев вдохновлялись члены правительства Егора Гайдара в начале 90-х годов в России.
Надо понимать, что либертарианство в чистом виде до сих пор является маргинальным течением общественной мысли. Кто-то видит в либертарианстве продолжение классического либерализма 19 века, кто-то – правый анархизм. Однако, ни правые, ни левые не стремятся с распростертыми объятиями принимать либертарианцев в свои ряды. Анархисты считают капиталистическую систему угнетением, стараются от нее уйти, а потому крайне негативно относятся к мнению либертарианцев, что капитализм ведет к свободе. Правые же недолюбливают адептов свободного рынка за их потворство стиранию границ и культурных идентичностей.
Хотя либертарианские партии есть во многих странах, обычно на выборах оные набирают слишком маленький процент, в пределах статистической погрешности. Хотя либертарианские идеи могут разделять члены других партий (например, республиканцы в США).
В России в последнее время либертарианская доктрина набрала вес среди школьников старших классов и студентов-младшекурсников. Молодежь привлекают идеи свободы выбора, свободного рынка, легализации легких наркотиков. Многим нравятся идеи приватизации, свободного оборота оружия. Огромную роль играет и харизма лидеров мнений. Особо здесь выделяется Михаил Светов. Активист считает, что можно построить общество, основанное на принципах неагрессии и свободы организаций. Грубо говоря, люди будут организовываться в общины по интересам, и эти общины будут поддерживать друг с другом экономические отношения. Часто звучит и требование проведения люстраций – лишения возможности занимать высокие должности бывшим деятелям старых «преступных» режимов. Такая практика была проведена в девяностые годы во многих странах бывшего социалистического лагеря, однако в России законопроекты о люстрациях оказались заморожены.
В целом, критики либертарианства сейчас всячески высмеивают данную идеологию. Многие считают либертарианство идеологией инфантилов, которые хотят закрыться в своем мирке и ни за что не отвечать. Пугают потенциальный электорат и идеи независимых судов и полиции. У людей старшего поколения при ознакомлении с идеями либертарианства резонно встают перед глазами те самые «лихие» девяностые.
Возможно, либертарианство действительно является движением юнцов, обвиняющих во всех бедах государство и бездумно выступающих за все хорошее против всего плохого, но нельзя также утверждать, что в этом неоднозначном течении есть и нечто рациональное.