Найти тему

Гениальный сиквел или незатейливая сказка для детей? Рецензия на мультфильм «Холодное сердце 2»

Оглавление

Автор: Алёна Сорокина

В конце ноября на большие экраны вышло долгожданное продолжение всеми полюбившейся истории о силе сестринской любви и подлинной дружбе — «Холодное сердце 2». После ошеломительного успеха первой части мультфильма компания Disney не могла упустить шанс снять сиквел. Но нужен ли он столь самобытной и уже завершённой истории?

Вспомним, что было

Первая часть вышла в далёком 2013 году и произвела фурор среди фанатов диснеевской анимации. Неожиданно серьёзные темы (ценность семьи, ответственность за родной дом и брак), которые подняли режиссёры картины Крис Бак и Дженнифер Ли, не оставили равнодушными.

Крепкая сестринская любовь ещё с первой части
Крепкая сестринская любовь ещё с первой части

Сюжет разворачивается вокруг двух сестёр Анны и Эльзы. Последняя обладает магическими способностями. После несчастного случая, когда Эльза ранит своей магией Анну, родители ограждают дворец от посетителей, а сестёр друг от друга. Девочки растут порознь, но не становятся чужими людьми. Фильм показывает правильные ценности: любовь и привязанность не гаснут и не притупляются со временем у главных героинь. Попутно раскрывается избитая «Диснеем» тема любви к первому встречному (желание Анны выйти замуж за Ханса, познакомившись с ним тем же утром). Как свежо и забавно смотрелось это 6 лет назад, учитывая, что ещё в 2010 году вышел мультфильм «Рапунцель: Запутанная история» (Байрона Ховорда и Нейтана Грено), где любовь, возникшая между героями за пару дней, преподносится как само собой разумеющееся.

Эту самоиронию зрители отметили ещё тогда, за что многим лента и понравилась. Она отступала и даже ломала привычную схему принцессы в беде и принца на белом коне. «Холодное сердце» тоже отходит от канона, и не только в плане разнообразия проблем. Появляется уникальный в своём роде персонаж — Эльза. Никогда ранее компания не пыталась настолько усложнить душевными терзаниями, замкнутостью и поисками себя привычный образ принцессы. В принципе, Эльза и не принцесса, она королева, от того и проблемы привыкла решать сама, не ожидая помощи прекрасного принца. Королева Эренделла моментально покорила сердца девчонок-фанаток по всему миру. Это та героиня, с которой можно себя ассоциировать. И действительно, весь фильм поведение Эльзы напоминает подростка-интроверта. Но не в этом ли её очарование и уникальность?

А по графике оригинал кажется добрее ярче…
А по графике оригинал кажется добрее ярче…

За год до выхода мультфильма «Холодное сердце» Disney совместно с Pixar (тогда ещё самостоятельной студией) уже делала попытку создания такого персонажа — Мерида из «Храбрая сердцем». То ли история была слишком банальной, то ли персонаж не такой кукольный, но лента получилась совсем не запоминающийся, а героиня вышла скорее истеричной максималисткой, чем примером для восхищения. Режиссёры учли все эти недостатки и сделали по-настоящему новую и непривычную для зрителя героиню.

А заключительная мораль о том, что знак «истинной любви» может означать не только любовь двух людей противоположного пола, но и родственные чувства, которые порой куда сильнее, — делает концовку душевней и отличающееся от других творений студии.

Дженнифер Ли и Крис Бак снова в деле

Несмотря на логичный конец оригинала, где сестринская любовь преодолевает все преграды и разрушает чары, Disney не смогла проигнорировать огромные сборы в более чем миллиард долларов и бесчисленное количество проданного мерча, — практически сразу приступила к работе над сиквелом. Режиссёрами фильма «Холодное сердце 2» вновь стали Дженнифер Ли и Крис Бак. Ранее Ли писала сценарий к ленте «Ральф» (2012), а также участвовала в написании сценария «Зверополис» (2016). Бак известен как аниматор многих диснеевских картин: «Лис и пёс», «Русалочка», «Покахонтас» и другие. Помимо этого он выступил режиссёром «Тарзан» и «Лови волну». Ну а после успеха первой части картины «Холодное сердце» дуэта сомнений, кто станет снимать продолжение, не было. И на удивление сиквел получился лучше, чем можно было ожидать.

Режиссёры диснеевской «холодной» сказки
Режиссёры диснеевской «холодной» сказки

Сюжет всё так же рассказывает о взаимоотношениях Анны и Эльзы. По прошествию трёх лет наши герои так же дружны, обстановка в королевстве мирная, и казалось бы ничего не может помешать счастью жителей. Но старшей сестре не даёт покоя зовущий её голос. Привычные герои вновь отправляются в путешествие, теперь в Зачарованный лес, чтобы разгадать тайну таинственного голоса и спасти Эренделл.

Шутки «для взрослых», клип Queen и другие отсылки

В сиквеле точно можно выделить графику. Компьютерная анимация стала намного качественнее. За 6 лет аниматоры усовершенствовали свои навыки. Если в первой части действие в основном разворачивалось в трёх локациях, то во второй их разнообразие заметно увеличилось. Динамичные переходы от осенних полей Эренделла к гостиным дворца, от чарующих пейзажей леса к не менее проработанным морским глубинам. Поскольку сиквел повествует о четырёх стихиях, а большая часть сюжета происходит в месте их обитания, в Зачарованном лесу, то природные явления становятся не просто дополнением к истории, а полноценными персонажами. Игривый ветерок и милейшая огненная саламандра не могут не вызывать искренней улыбки и желания хоть на миг очутиться вместе с главными героями в волшебном лесу.

Чарующие виды осеннего пейзажа в Зачарованном лесу
Чарующие виды осеннего пейзажа в Зачарованном лесу

Disney всегда держит планку в качестве рисовки. И если сюжет часто может показаться слабым, то визуал всё восполняет. «Холодное сердце 2» — не исключение. Мало того, что костюмы и образы персонажей на высшем уровне, так ещё их количество и разнообразие заметно увеличилось! Вот Анна в привычном бальном платье и с собранными волосами, а в следующей сцене уже в очаровательном зелёном свитере и с косичками, и так на протяжении всего мультфильма. Костюмы главных героинь меняются по мере их продвижения по локациям. И если не задумываться о том, что все это разнообразие сводится к коммерческой выгоде, то смотрится мило.

В финале одежда Эльзы преображается в белоснежное искрящееся платье, собранные в хвост волосы распускаются — новый образ метафорично показывает лёгкость, завершение душевных терзаний и окончание поисков себя. Героиня готова начать жизнь с чистого листа. Те же изменения происходят и с Анной, которая под конец мультфильма появляется в несвойственном ей платье в тёмных тонах. Она уже не юная озорная девчонка. Пройдя долгий путь разборов отношений, поисков и принятия себя, просветления и выбора дальнейшей жизни, сёстры становятся достойными королевами собственных участков земли.

Ну и главное достоинство сиквела — юмор. Шуток стало намного больше, причём они уместны и продуманны. Как будто сценаристы наконец поняли, что мультфильм не может быть нацелен только на детей, по крайней мере, не на маленьких детишек (хоть рейтинг 6+ говорит об обратном). Олаф по-прежнему основной комичный персонаж. Он вызывает искреннюю улыбку, за которую порой стыдно даже перед самим собой. В русском дубляже проскакивало несколько неоднозначных и двусмысленных шуток. Например, когда сёстры обнаруживают затонувший корабль родителей, они понимают, что на борту должен быть водонепроницаемый ящик с посланием. Олаф вместо того, чтобы утешить друзей, спрашивает: «Если ящик водонепроницаемый, почему бы не сделать весь корабль водонепроницаемым?». Это может выглядеть забавно, но вряд ли меткое замечание подходит для такой трагичной ситуации.

Сильная и независимая!
Сильная и независимая!

Было ещё несколько моментов, когда юмор явно был рассчитан на взрослую аудиторию (например, вопрос Анны Кристоффу: «Нуу, чем займёмся?» — сразу после того, как пара замечает, что Эльза и Олаф уснули на заднем сидении повозки). Но кто мы, чтобы судить Disney за двусмысленные шутки в их мультфильмах. Ведь, скажем, студия DreamWorks в том же фильме «Шрек» высмеивает все каноны добрых сказок, она может такое позволить, то что мешает главному мастодонту анимационного кино разбавить историю для детей щепоткой шуток для взрослых? Кстати, фанаты DreamWorks могли заметить в мультфильме достаточно забавную отсылку к  легендарному моменту из «Шрека», а образ Олафа и правда больше приблизился к образу Осла, чем к уже привычным нам образом диснеевских комичных персонажей.

Здесь не обошлось и без ироничных отсылок к поп-культуре. Хоть в сиквеле Кристоффу дают меньше экранного времени, зато он «обживается» полноценным сольным номером (не берём в учёт слова «Олени приятней, чем люди»). Когда Анна вновь убегает от бедного парня, желающего весь фильм сделать ей предложение, чтобы помочь сестре, герой расценивает это, как побег лично от него, и исполняет одну из самых запоминающихся песен мультфильма. Его номер «Блуждаю в лесу» выполнен в стиле баллады 70-80-х годов, а сопутствующий видеоряд — одна большая отсылка к винтажным клипам тех годов. Не удивительно, ведь в оригинале Кристоффа озвучивает Джонатан Грофф, известный по роли Джесси из телесериала «Хор» (2009). Сам актёр комментирует сцену так: «Это шутка для взрослых. Маленькие дети не поймут». Также фанаты Queen могли заметить конкретную отсылку к британской рок-группе. Во время душевной баллады Кристоффа, когда его затемнённое лицо расположено в нижней части экрана, а по краям и сверху красуются олени на подпевке, создатели полностью копирует фрагмент из клипа «Богемская рапсодия».

Ещё больше песен!

Раз уж речь зашла о музыкальных номерах, то да, песен стало больше. Они занимают практически половину хронометража, и, на удивление, двигают сюжет сиквела. А голоса Анны Бутурлиной и Наталии Быстровой, озвучивающих Эльзу и Анну, по-прежнему прекрасно вписываются в сказочные мотивы истории.

Мама исполняет девочкам прекрасную песню «Баллада о реке Ахтохаллэн»
Мама исполняет девочкам прекрасную песню «Баллада о реке Ахтохаллэн»

Помимо уморительного музыкального выступления Кристоффа присутствует много других отличных песен. Например, «Some Things Never Chang», которую перевели как «Вещи вечные», исполняют сразу все главные герои (за исключением разве что оленя Свена), отчего она кажется особенно позитивной. А тёплые слова о дружбе и любви трогают до глубины души. Однако есть проблема:  «Let It Go» (или «Отпусти и забудь») из первой части «Холодное сердце» задала настолько высокую планку, став одной из самых популярных песен студии Disney, что повторить её успех практически невозможно. Как понятно, чуда не произошло. Считается, что «Into the Unknown» (в дубляже «Вновь за горизонт») — попытка повторить былой успех и создать такой же запоминающийся трек. Прекрасная песня как в оригинале, так и в переводе, но вот зацепит ли она зрителя так же, как «Отпусти и забудь»? Не думаю. 

А что, собственно, по сюжету?

Вряд ли кто-то из посмотревших сиквел скажет, что он превзошёл все ожидания и получился лучше оригинала. Основная проблема, конечно, в сюжете. Он не запоминающийся. Королевство снова в беде, Эльза всё так же ищет себя, а Анна самоотверженно поддерживает сестру во всех стремлениях. Остальные персонажи будто создают фон для девушек. Но разве не то же самое видели в предыдущей части? 

Конфликт строится вокруг истории Эренделла ещё до рождения Анны и Эльзы. Когда отец, будущий король Агнарр, был ещё маленьким, и правил их дед Рунэрд, между королевством и коренными жителями — племенем Нортулдра, — возникло разногласие из-за того, что нецивиллизованный народ подчиняется стихиям, а не королю. В качестве примирительного знака Рунэрд строит плотину между королевством и землями северных северян. Но во время праздника в честь заключения мира, всё проходит далеко не мирно. Развязывается кровопролитная война, в ходе которой погибает много людей с обеих сторон. И сейчас сёстрам предстоит разгадать страшную тайну прошлого и узнать, почему стихии пробудились спустя столько лет и магическими силами зовут Эльзу в лес.

Король Агнарр повествует историю кровопролитной войны, приведшею к «неожиданному» твисту
Король Агнарр повествует историю кровопролитной войны, приведшею к «неожиданному» твисту

Проблема, вокруг которой разворачиваются все приключения, кажется достаточно надуманной, её объяснение показывают всего парой флешбеков из детства Анны и Эльзы (король Агнарр рассказывает историю войны двух народов, а королева Идуна исполняет девочкам прекрасную песню «Баллада о реке Ахтохаллэн», дав толстый намёк на дальнейшее развитие сюжета). И тут возникает множество вопросов. Почему возможная трагедия целого государства, которая, по идее, должна быть главным конфликтом мультфильма, обесценивается на фоне личной драмы Эльзы? Почему стихии, которые, как мы позже выясним, желали разрушить плотину, не осуществили это самостоятельно? Если погасить весь огонь, лишить людей воды и поднять каменную плиту, чтобы выгнать жителей из Эренделла, им под силу, то почему с плотиной за столько лет не могут совладать. В конце концов, почему Анна и Эльза оставляют жителей целого королевства на попечение троллей (впрочем, в предыдущей части Анна также их доверила сомнительному иностранцу, так что тут вопросов нет). Такие спорные ситуации делают сюжет высосанным из пальца. За приключениями героев всё ещё интересно наблюдать, но уже после просмотра задаёшься вопросом: «А в чём там заключался основной конфликт?».

Королевство в беде, а мы о «свечах и кольцах»

Disney всегда славился интересными и многогранными персонажами, начиная от Аладдина и заканчивая Джуди Хоппс. Правда, дальше оригинального мультфильма их потуги создать что-то новое и креативное редко заходили. В последнее время компания играет на зрительской ностальгии, переснимая свою же классику. Только за последние три года вышло около пяти фильмов, которые мы уже видели ранее в 2D анимации: «Книга джунглей», «Красавица и чудовище», «Дамбо», а также недавно нашумевшие «Аладдин» и «Король лев», и это только полнометражные ленты.

Весь фильм бедный Кристофф пытался сделать предложение Анне
Весь фильм бедный Кристофф пытался сделать предложение Анне

Ремейки, сиквелы и приквелы бесспорно пользуются популярностью у людей, желающих вновь окунуться в детство, но они также вызывают массу негодования у прихотливых поклонников. В любом случае Disney сейчас идёт по наименьшему пути сопротивления и неплохо на этом зарабатывает. Вот и тут ничего необычного не увидишь. В этот раз экранное время Анны и Эльзы увеличили, но ничего принципиально нового о них не узнаем. Анна взяла на себя роль эдакой матери. Её искренние переживания за сестру и стремления помочь, рискуя собой, выглядят безумно трогательно и глупо. Так же, как и в предыдущей части: Анна заботливая, любящая, понимающая и эмоциональная. Только из сиквела можно рассмотреть новую черту характера героини, она обладает типичной женской натурой: обижается на мелочи, принимает всё близко к сердцу и делает совершенно нелогичные выводы. Ситуации, разворачивающиеся вокруг её отношений с Кристоффом, знакомые всем, вызывают умиление и смех. А Эльза так и остаётся центральной героиней, к которой обращено больше всего внимания, продолжает метаться между семейным уединением и личной свободой. И если в оригинале это можно оправдать тем, что её не принимало обществом, то в сиквеле сюжет толком не даёт драмы, она пустая и детская. В первой части развитию персонажей хотя бы способствовал злодей мультфильма — принц Южных островов Ханс. А во второй ничего этого нет. Создание критической ситуации помогает увидеть героев с неожиданных сторон.

«Дисней»  с давних времён славится харизматичными злодеями с собственной историей, трагизмом и шикарными музыкальными партиями (чего только стоят песни Шрама из «Король лев» или Клода Фролло из «Горбун из Нотр-Дама»). Тут же компания решила обойтись появлением антагониста на полминуты, не раскрывая его характера и слабо обосновывая цели и мотивы. Вероятно, это было сделано для того, чтобы больше времени уделить взаимоотношениям главных героев, но пошло ли это мультфильму на пользу… спорный вопрос. Но есть и приятные моменты во всём этом — в финале зрителю дают понять, откуда взялась эта тяга к неизвестному и магические способности Эльзы.

А лейтенант оказался разумным парнем
А лейтенант оказался разумным парнем

Что касается Кристоффа и Свена, то они просто продолжают свою арку из первой части — сопровождают наших героинь и в определённые моменты приходят им на выручку. Их показ заметно урезали, отчего проникнуться ими сложно. Переживания Кристоффа о том, как лучше сделать предложение своей возлюбленной, нелепы и даже эгоистичны на фоне масштабной трагедии для целого государства. А забавного северного оленя Свена во всей его красе и вовсе можем наблюдать лишь в нескольких сценах. 

Однако в картине появилось много новых персонажей, роль которых крайне незначительна, а некоторые (дух огня — милейшая саламандра) и вовсе добавлены с целью продать побольше мерча и игрушек. Правда, можно выделить лейтенанта Маттиаса, который значим для фильма не столько своей ролью верного и отважного защитника королевства, сколько своей расой — первый (хоть и второстепенный) в «Холодное сердце 2» герой-афроамериканец. «Дисней» решила угодить зрителям, удовлетворить их желания видеть персонажей разных рас и национальностей после негодования общества из-за этнического однообразия персонажей в оригинале. Также в сиквеле возникает клан коренных жителей севера — Нортулдров, основанные на Саамских народах из Скандинавии. И хоть они не привносят чего-то важного в сюжет, видно, как Disney старалась над реалистичным воссозданием образов, быта и повадок диких племён.

Стоит ли ждать трилогию?

Несмотря на слабую идею для сиквела и недостаточную проработку персонажей, мультфильм оставляет после себя исключительно положительные эмоции. Это не та картина, которую захочется тут же пересмотреть и посоветовать всем друзьям, но это все ещё прекрасный семейный мультфильм, который имеет глубокую мораль и учит правильным ценностям. У Disney всегда получалось создавать добрые сказочки, вызывающие позитивные эмоции и желание напевать под нос ненавязчивые саундтреки.

Новый любознательный друг Эльзы — очаровательная ящерка Бруни
Новый любознательный друг Эльзы — очаровательная ящерка Бруни

Концовка мультфильма не даёт нам точного ответа, стоит ли ждать продолжения приключений двух сестёр и их друзей. Однако сборы «Холодное сердце 2» уже сейчас перевалили за 900 миллионов долларов. Это говорит о том, что люди готовы покупать билет и идти в кино, чтобы вновь увидеть полюбившихся героев. 

Компания «Дисней» предпочла оставить финал открытым, и его можно было бы сравнить с концовкой мультика «Ральф против интернета» (2018), где пути главных героев так же расходятся, но они всё ещё остаются близкими людьми. Но в отличие от истории тех же Ральфа и Ваниллопы, в в заключение истории Эльзы и Анны нет драмы. Последние сцены дают понять, что хоть сёстры и живут теперь порознь, каждая из них счастлива, а по выходным они собираются всей своей дружной компанией во дворце. Поэтому можно предположить, что продолжение этой волшебной истории не заставит себя долго ждать.