6,6K подписчиков

Единственный композитор, попавший на обложку альбома "Битлз"

3,4K прочитали

Самый влиятельный рок-альбом всех времён британской рок-группы "The Beatles" был выпущен в начале лета 1967 года. Он называется "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" ("Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера"). На легендарной обложке альбома среди более полусотни известных (и не очень) персоналий есть фото одного-единственного композитора. Верхний ряд, пятый слева.

Самый влиятельный рок-альбом всех времён британской рок-группы "The Beatles" был выпущен в начале лета 1967 года.  Он называется "Sgt.

Узнаёте? Нет, не узнаёте. А между тем, это крупнейший новатор в музыке XX века, один из основоположников современной электронной музыки. Его попадание на обложку глубоко символично.

Это немецкий композитор, дирижёр и музыкальный теоретик Карлхайнц Штокхаузен.

Карлхайнц Штокхаузен
Карлхайнц Штокхаузен

Впервые "Битлз" использовали приёмы Штокхаузена во время работы над альбомом Revolver ("Револьвер"), когда Пол Маккартни познакомился, пожалуй, с самым оригинальным творением композитора: "Gesang der Jünglinge" ("Пение отроков”).

Отроков звали Седрах, Мисах и Авденаго из Книги пророка Даниила. Это их Навуходоносор бросает в раскалённую печь за отказ поклониться золотому идолу. В основе композиции – запись голоса мальчика-хориста, поющего "Славься, Господи!". Запись разбита на фонетические фрагменты, ремикшированные в стиле конкретной музыки. Везде вокруг – мерцающая масса электронных звуков от взрывов синтезированного шума, так называемого "ливня импульсов", до звуков, навязчиво напоминающих голос. Мальчик и машина имитируют друг друга, объединяя естественный и искусственный миры. Штокхаузен усилил впечатление от произведения, сделав пятиканальную запись: на премьере в Кёльне в 1956 году аудиторию разместили в пентатоническом котловане.

Звукорежиссёры студии "Эбби Роуд" вставили похожие эффекты в песню Tomorrow Never Knows, а музыканты "Битлз" в знак благодарности разместили фото Штокхаузена на обложке следующего альбома.

Вернёмся к "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band". Завершающая альбом психоделическая композиция A Day in the Life включает два импровизационных фрагмента: алеаторический пассаж длительностью 24 такта на границе частей и восхитительно странный финальный ми-мажорный аккорд, исполненный на трёх фортепиано и фисгармонии. Аккорд длится 42 секунды. В каждом такте партитуры содержались указания регистра. Последний аккорд исполнялся в стиле конкретной музыки с резкой атакой и долгим затуханием.

При подготовке статьи использовались материалы из книги Алекса Росса "Дальше – шум. Слушая XX век".

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!