Найти тему
Абракадабра

Гениальный контрабандист Джон Зорн

Джон Зорн в Катовице,Польша
Джон Зорн в Катовице,Польша

Джон Зорн родился в Нью-Йорке 2 сентября 1953г. Занимался музыкой с детства. Любил слушать все подряд под влиянием старшего брата и семьи, а также смотреть телевизор, не только мультики, но и просто экран с шумом. Эти увлечения детства в дальнейшем скажутся на его музыкальном творчестве. Авангардный джаз открыл для себя в начале 70х и переключился на альт саксофон, до этого учился играть на фортепиано, гитаре и флейте. Особо сильно на него повлиял альбом Anthony Braxton “For alto” 1969 года.

Первые свои записи и свое сочинительство музыки, не поддающуюся жанровому определению, записал в период 1973-1974 годов и издал на своей фирме Tzadik 1995 году. К концу 70х в районе Манхеттена сложилась группа музыкантов, которые в будущем станут лидерами Нью-Йоркского Даунтауна. С ними были записаны “Lacrosse”, “Pool”, “Hockey и Archery”. Детские увлечения мультфильмами познакомили его с музыкой Карла Сталлина, которая окажет на его творчество сильнейшее влияние. Вспомните мультфильмы про Микки Мауса, кролика Багз Бани… В зависимости от ситуации на экране меняется темп и музыкальная тема. Этот прием Зорн использовал в последующих своих альбомах “Big Gundown”, где играл музыку Марриконе, “Spillane “,и в его экспериментах “игры в музыку”-“Cobra”, где дирижер с помощью карточек показывает музыкантам очередность импровизации, тоже прослеживается этот принцип. Также с 1986 года стал писать музыку к порнофильмам и анимации. На 2010 год уже вышли 24 работы Filmworks.

В этот период Зорн часто посещает Японию, знакомится с радикальными местными импровизаторами, японской музыкой и черпает в ней идеи. В конце 80х создает свой знаменитый проект Naked City, в который вошли музыканты высокого класса (им хватило одного дня репетиций, чтобы отыграть дебютный концерт, а через неделю отправится в европейский тур ) благодаря которым группа играла практически в любом стиле: фри джаз, хардкор, классическая музыка, серф рок, панк, кантри… Одна композиция могла включать в себя разные стили и исполнялась в разных темпах. Этот контраст в темпах достигался экспрессивной манерой игры Зорна, художественным визгом Ямацука Ай и в противовес этому неторопливой гитарой Билла Фриселла. После альбома “Absinthe”, в котором уже присутствовал эмбиент и нойз, Зорн распустил группу.

В 1991году вместе с Биллом Ласвеллом и Миком Харрисом организовал группу Painkiller игравшую также в разных стилях от грайндкора, авангарда, до эмбиента.

Несмотря на выученный японский он не смог жить в Японии и начинает исследовать свои еврейские корни, возникает интерес к мистике, торе, каббале. Так возник новый проект Masada, в составе: Зорн-альт саксофон, Дейв Дуглас-труба, Грэг Коэн-басс и Джоуи Бэрон-барабаны. Состав был аналогичным классическому квартету Орнетта Коулмана. Музыка представляла собой сплав клезмеров и фри джаза. В дальнейшем в квартет добавлялись и другие музыканты. Зарождается музыкальное движение Радикальная еврейская культура, которая включала в себя различных музыкантов-экспериментаторов, которые записываются на его фирме звукозаписи Tzadik. В период с 94 по 96 записал Bar Kokhba, а с 2004 существует проект «Book Of Angels— Masada Book Two». Помимо этого Зорн пишет музыку для классических музыкантов, таких как Jay Campbell, Michael Nicolas, Steve Gosling и других.

Джон Зорн -очень плодотворный музыкант и композитор, не все в его творчестве в 2000х ровно, но в любом случае следить за его творчеством интересно.

P.S. Его музыка достаточно хорошо представлена в YouTube