Приветствую, с Вами Баечник!
Где-то неделю назад состоялся у меня разговор – с одним молодым человеком из Владимира, о том, о сём и я упомянул одно имя: «Андрей Боголюбский».
«А кто это? А это князь что жил в Боголюбово и потому получил свое прозвище? Он еще при монголо-татарском нашествии погиб?»
Конечно, я не имею права критиковать людей (как и все мы) и о Великом князе Андрее Юрьевиче Боголюбском написано очень много замечательных статей и книг, но душа требует напомнить о наиболее интересных моментах жизни великого человека, о его трагической судьбе и о легендах связанных с ним.
Внимание – данная статья не является научной, не доверяйте автору! Ознакомление с материалами из других источников строго рекомендуется!
Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (родился около 1111 года — погиб 29 июня 1174) — сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы (Осеневича) и внучки хана Осеня (Асиня). Исследования, проведённые антропологом М. М. Герасимовым указывали на наличие монголоидных черт в облике князя – что в принципе логично при наличии половецкой крови и длительное время считалось, что великий князь выглядел примерно вот так.
Однако, исследования проведенные в 2007 году дали совершенно другой результат – черты лица князя Андрея были славянскими и соответственно рисунок Виктора Васнецова наиболее верно передавал облик Великого князя Владимирского, причем за 111 лет до этого исследования! Выходит, народ-то был прав сомневаясь в истинности облика Боголюбивого князя.
Внесший значительный вклад в развитие русской государственности, Андрей Юрьевич незаслуженно забыт и упоминается в основном как святой благоверный князь.
Андрей Юрьевич вел типичную жизнь князя того времени – при возможности захватывал, завоевывал, грабил и убивал, а при неудачных обстоятельствах убегал (в том числе и в одном сапоге), отбивался, скрывался и откупался. Политика во все времена была делом грязным, но в те времена, во времена междоусобиц, больше походила на нескончаемую войну без правил и чести. Просто удивительно, как в таких условиях у князя Андрея появилось чувство прекрасного, набожность и талант управленца, в дополнение к таланту военачальника и война.
Например, во время своего «путешествия» из Вышгорода в Ростов, из Вышгородского женского монастыря он «увез» чудотворную икону Богородицы, которая сама «просила» увезти ее. Нет, это не происки клептомании, а проявление глубокой веры князя – каждую ночь икона таинственным образом покидала свое место на стене храма и оказывалась у дверей «прося» увезти ее в другое место.
Рискуя жизнью, Андрей Юрьевич вывез чудотворный образ из Вышгорода. И неподалеку от Владимира-на- Клязьме Сама Богородица явилась князю и повелела оставить икону во Владимире. С тех пор у той иконы изменилось название, теперь ее называют Владимирская икона Божией Матери, а на месте чудесного явления, дальнейшем была построена резиденция Андрея Юрьевича – Боголюбово.
Название сие пошло от прозвища князя – Боголюбивый – что отражало личные качества его обладателя. Во тьме кровавых междоусобиц деятельность князя сияла маяком надежды и развития. С княжеской руки поощрялось развитие ремесел, торговли, науки – благодаря этому Владимиро-Суздальское княжество стало одним из сильнейших княжеств Руси и одной из точек кристаллизации Российского государства.
С тех далеких времен сохранилось несколько дивных памятников архитектуры, среди которых выделяется Церковь Покрова на Нерли или, иначе говоря, Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… Игорь Грабарь.
Храм поражает своей красотой и гармоничностью, те кто хоть раз видел его в живую не могут передать всю массу чувств и ощущений появляющихся на пути через луг. Множество людей посещает это прекрасное сооружение.
Этот великолепный памятник периода расцвета княжества описан во многих научных статьях, но в них почти не указываются легенды связанные с ним.
По весне луг перед Храмом затапливается половодьем, вода заливает все вокруг, оставляя совсем небольшой клочок суши, благодаря этому появилось еще одно неофициальное название «Белая Лебедь». В разлив к Церкви можно добраться только на лодке, или в болотных сапогах.
Народная молва тихо шепчет, что Белая Лебедь всегда была непросто храмом, а местом сосредоточения политики, торговли и суеверий.
Когда-то давно Клязьма и Нерль были очень важными транспортными артериями, множество торговцев из далеких земель прибывали на Владимирщину для ведения дел и конечно приходилось договариваться с местным властителем о пошлинах и ценах. Напоминаю о талантах князя Андрея и его поощрении торговли: неподалеку от Церкви был чудесный сад, с беседками, угощениями и удобными лежаками – этот сад был местом отдыха для послов и купцов, прибывавших в княжескую резиденцию. А путь от пристани до сада и Церкви был устлан дорогими коврами! А на холме золотыми куполами и белыми стенами высился город Боголюбивого князя – Боголюбово.
Все вышеперечисленное оказывалось таким шоком для прибывших в первые, что о княжестве слагали легенды! Порой забывая указать и название княжества и его правителя – может так и родилась легенда о Беловодье?
За многие столетия вода ни разу не пересекала порог Храма, хоть и вплотную доходила до стен. Год сменялся годом, десятилетие десятилетием и в народе появилось предание, которое гласит, что вода переступит порог Храма только пред Страшным Судом.
Другая легенда гласит, что на Покрова Пресвятой Богородицы прихожане, выйдя из храма после всенощного богослужения с изумлением увидели в тумане, неподалеку от храма всадников в белом, верхом на белых лошадях, которые, не обращая внимания на людей помчались в сторону Владимира.
Что ж думаю на сегодня достаточно рассказывать байки. Благодарю за просмотр! Подписывайтесь на канал! Ставьте лайк!
В следующей статье я расскажу о делах Великого князя Андрея Юрьевича и о его трагической участи.