Сегодня можно посетить десятки музеев не выходя из дома или, при посещении музея использовать телефон как гид. Сегодня современные технологии очень сильно трансформировали наше представление о посещении музея.
Открытость данных
Одним из первых шагов на пути внедрения диджитал технологий в музеи стало
создание открытой базы данных к архивам, фотографиям и базам знаний. Также многие музеи присоединились к одному из самых масштабных проектов – Google Art&Culture, связанных с виртуальными турами. Сейчас он включает более 35 тыс. произведений искусства. Платформа дает возможность не только рассмотреть мировые шедевры в мельчайших подробностях, но и даже создать свои коллекции.
Геймификация
Последний тренд по привлечению новых посетителей в музеи является геймификация. Различные викторины, квесты, игровые чат-боты, пазлы - неотъемлемая часть большинства музейных интерактивных гидов. Например, в национальном художественном музеи Беларуси, в музее Купер-Хьюитт в Нью-Йорке, дом-музей Анны Франк в Амстердаме и многих других успешно работают боты, к которым, во время прогулки по музею, можете запросить дополнительную информацию об экспонате.
Или игра о доисторических людях Meanderthal, разработанная для семейства музеев Смитсоновского института. Также почти каждый крупный музей установил интерактивные девайсы. Так на расположенных в Cooper Hewitt Smithsonian Design Museum в Нью-Йорке интерактивных панелях можно рисовать при помощи стилусов, а потом программа связывает созданный посетителем рисунок с экспонатом музея, который можно сохранить в именную подборку.
Последние выставки "David Bowie Is" и "Pink Floyd: their Mortal Remaines" в крупнейшем в мире музее декоративно-прикладного искусства и дизайна Виктории и Альберта, смогли интегрировать аудиовизуальные технологии Sennheiser и мобильные интерактивные элементы, в результате чего этому лондонскому музею удалось побить рекорд по количеству посетителей.
В российском в музее Ингосстраха работает многофункциональный зал, оснащенный специальным мультипанорамным экраном в виде подковы, управляемым бесконтактно жестами, и экранами со стереоизображением. Музей космонавтики оснащен четырьмя проекционными просветными экранами. Также здесь есть большие тач-панели и панели для демонстрации видео. Реализована 3D анимация в качестве сопровождения для сложной космической техники и VR очки с контентом от RT и Роскосмоса.
Интернет вещей
Эта технология в музеях выглядит так: по всем залам расположены сотни датчиков, которые как бы «общаются» с гаджетами посетителей, активируя различного рода контент , при приближении к какому либо месту в экспозиции музея.
В музеях такие маяки автоматизируют доставку контента в зависимости от зоны, в которой находится посетитель. Сотни датчиков, стратегически размещенных в разных точках музейных залов, «общаются» с гаджетами, будь то аудиогиды или смартфоны с установленными музейными приложениями, и активируют определенный контент при приближении к нужному месту в пространстве. Внедрению IOT решений сделано и в Государственном Дарвиновском Музеи. Здесь завершают полную оцифровку экспонатов, по завершению которой они станут "умными" за счет внедрения датчиков интернета вещей и размещения на сервисе sketchfab.com.
Пилотный проект мобильного приложения с функцией indoor-навигации "Иду в музей", реализованной Smart City Lab ДИТ г. Москвы. был создан для Музея Космонавтики. В его функции входят интерактивность (включая видео 360), аудиогид и навигация внутри площадки с помощью Bluetooth маячков и iBeacon, кроме того, есть возможность сбора аналитики пользовательских путей и предпочтений.
Очень популярно среди музеев стало использование виртуальной реальности. Так в Нью-Йорке библиотека офиса Института Гете и институт Пратт совместно создали приложение виртуальной реальности. Когда посетитель наводит телефон на экспонат, то на экране появляются его архивные фотографии и историческая информация.
В ‘этом году в Токио открылся музей digital-искусства с уникальной интерактивной экспозицией, гости которого путешествуют по фантастическим мирам, созданным с помощью передовых цифровых технологий. Комнаты музея совершенно пусты, а около 50 калейдоскопических инсталляций проецируются на все окружающие поверхности и реагируют на движение, благодаря специальным датчикам. Здесь можно нарисовать, к примеру, морское животное, а потом приложив его к сканеру “оживить”.
В конце октября 2018 года в Сочи около здания Ратуши открылся Музей археологии. В экспозиции музея представлены более 40-ка уникальных артефактов, полученных во время археологических раскопок при строительстве олимпийских объектов в 2010-2014 годах. Посетители музея смогут при помощи гаджетов рассмотреть древние пиктограммы с изображением животных, а также используя технологий дополненной реальности оживить легенду святилища «Стелу Волчицы». Это огромный камень, похожий на волка с поднятой головой, к которому проложена тропа древними людьми.
Для Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» разработан мобильный палеонтологический AR-тур, который представляет из себя «ожившую афишу». Его используют для изучения памятников даже за пределами музея.
Руками можно трогать
3D- технологии также широко внедряются в музеи. Например, Дарвиновский одним из немногих музеев – обладателей 3D-сканера и 3D-принтера, на котором можно печатать гипсовые объекты для экспозиции. В нем даже есть экспозиция реконструкций древних животных и людей, которые можно трогать, в отличие от реальных экспонатов.