Найти тему
Город на Неве

Рядом с убийцей отца...

Санкт-Петербург Знаменская площадь (площадь Восстания)
Санкт-Петербург Знаменская площадь (площадь Восстания)

Молчаливая драма разыграется позже, в 1918. А беды его начались сразу после торжественного открытия в 1909 году. Но разве он виноват, что создавался в муках и спорах, порою не творческих. Он - попытка № 14. Видимо, опять неудачная…

Начиналось все небезнадежно. В Россию прибывает модный европейский скульптор-импрессионист Паоло Трубецкой, мастер кабинетной скульптуры. «Оригинал, гений, невежда» – так сказал о Трубецком Сергей Дягилев.

Князь-скульптор П. П. Трубецкой.
Князь-скульптор П. П. Трубецкой.

Конкурс на установку памятника Александру III Трубецкой выиграл играючи. А это уже камень в застойное болотце русской академической скульптуры, потому как не было за плечами у Трубецкого академической школы с долгими часами лепки анатомически правильных фигур. Позже это сыграет свою роль - конный монумент, не кабинетная скульптура - короткие ноги «колыхающимися» одеждами не замаскируешь.

По-русски этот русско-американский итальянец говорил скверно, но много - "Сделаю уж получше Фальконета". Ох и напрасно Трубецкой сравнил себя с Фальконе, в их судьбах окажется много схожего. Фальконе
тоже сорвал все сроки и был уволен задолго до открытия Медного всадника, на которое, его тоже не позвали. И рождался Медный всадник также сложно, но фальконетовская лошадь хоть на бегемота не походила.

Памятник решили установить посреди Знаменской площади напротив Николаевского вокзала. По такому случаю ретирадник, т. е. общественный туалет (он же и вокзальный), который располагался почти в центре площади перенесли на Лиговку.

Знаменская площадь до императора. Ретирадник (от фр. retirer - удаляться) в виде малой архитектурной формы, строились с 70гг 19вв. Еще одна утрата окрестностей площади Восстания - пожарная каланча съезжего дома.
Знаменская площадь до императора. Ретирадник (от фр. retirer - удаляться) в виде малой архитектурной формы, строились с 70гг 19вв. Еще одна утрата окрестностей площади Восстания - пожарная каланча съезжего дома.

Место рядом с Николаевским вокзалом было выбрано не случайно. Когда-то здесь начиналась транссибирская магистраль, к строительству которой приступили в царствование Александра III и потому на постаменте памятника было начертано - Державному основателю Великого Сибирского Пути.

Однако, мало ли что на памятнике написано. Петербуржцы состязались в остроумии, и те немногие, кто хвалил и те многие, кто ругал:

"На площади комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот...!"

" …Толстозадый солдафон…" (это, кстати, часть комплимента)

"Очень смешной и нелепый...! ...Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста." И так далее и тому подобное.

Кого-то памятник веселил, кого-то угнетал – это, в целом, негативное отношение и спасло "жандармского царя" от сноса сразу после революции. Звался он теперь Пугалом, почему-то чугунным и был объявлен шедевром убийственной сатиры на свою же реакционную эпоху.

"Пугало" Автор Демьян Бедный
"Пугало" Автор Демьян Бедный

В 1918г. в Петрограде началось уплотнение жилплощади. Знаменскую площадь тоже уплотнили – к Александру III подселили соседку, аккурат у Николаевского вокзала.

Кто же она?

А это убийца его отца, императора Александра II - Софья Перовская. Дворянка, дочь бывшего губернатора Петербурга, террористка Народной воли. Девица с белым платочком - один взмах, два взрыва и нет Александра II. Скульптор Гризелли разглядел ее звериное нутро под невзрачной внешностью и явил народу женщину-львицу.

Софья Перовская - женщина-львица. Скульптор Орландо Гризелли
Софья Перовская - женщина-львица. Скульптор Орландо Гризелли

Она казнила его отца, а он казнил ее. Они грозно смотрели друг на друга - он в упор, а она, как будто, обернулась, почувствовав тяжелый взгляд…

Через год памятник Перовской убрали. Слишком авангардным он получился для ленинского плана монументальной пропаганды.

А император продолжал возвышаться над площадью, переименованной в честь февральского восстания, уничтожившего монархию. И было в этом что-то иррациональное.

Его заставляли участвовать в новых праздниках - сажали в клетку, окружали декорациями, заколачивали, но вписаться в новые реалии он так и смог.

Наконец, непокорного императора отправили на задворки Русского музея, когда-то носившего его имя. На дворе был 1937 год.

Вспомнили о нем и вернули из ссылки в 1994 году. Сегодня памятник Александру III спрятался от исторических перипетий во дворе Мраморного дворца, выселив оттуда ленинскую трибуну - броневик "Враг капитала".

На новом скромном постаменте он стал чуть ближе к нам, только посетителей у императора теперь совсем немного. Может быть, загляните к нему как-нибудь...

...
...

Все фото из открытых источников.