Продолжение. Кош-медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана. Часть 15...
Мы идём от купола ювелиров Так-и Заргарон по улице Ходжи Нурабада на восток, в направлении былых ворот Мазара. Наше внимание привлекает ансамбль медресе Улугбека (1417) и Абдуллазиз-хана (1652). Порталы обоих сооружений расположены друг напротив друга в архитектурном приёме "кош", образуя эффектный ансамбль.
78. Медресе Улугбека в Бухаре.
Внук Тимура (Тамерлана) и сын Шахруха (Мухаммада Тарагаи ибн Шахруха ибн Тимура Гургана), просвещённый монарх Улугбек, был ханом и учёным в одном лице.
Улуг Бек (переводится как "великий правитель") родился на территории Ирана и с детства проявлял интерес к наукам. Видя такие похвальные наклонности отпрыска, всесильные дед и отец приглашали для его дальнейшего образования видных учёных того времени.
После смерти Тимура (Тамерлана) власть перешла к отцу Улугбека, Шахруху. Шахрух перенёс столицу Империи Тимуридов из Самарканда в город Герат (нынешний Афганистан), а 16-летнего Улугбека назначил правителем Самарканда.
Молодой правитель вознамерился превратить Самарканд в крупный интеллектуально-научный центр. Для этой цели к 1420 году на самаркандской площади Регистан он построил большое медресе, куда стал приглашать математиков и астрономов.
Есть предание, что, будучи поборником правды и справедливости, Улугбек, используя своё положение, иногда провозглашал заведомо неверные идеи. А потом, с восточным вероломством наблюдал, кто из его окружения соглашается с ним только из-за его статуса, в ущерб Истине. Лицемеров он наказывал.
Наряду с уникальной самаркандской обсерваторией (1428), которую мы с вами увидим чуть позже, Улугбек построил три медресе: в Бухаре, Самарканде и Гиждуване.
Бухарское медресе (религиозное училище, которое Улугбек хотел видеть в качестве "университета") - самое древнее (1417) и гармоничное. Его отличает чёткая и ясная планировка (двухайванная организация внутреннего двора с двумя этажами келий-худжр, дарсханой и мечетью в угловых отсеках главного фасада).
Имя зодчего Исмаила бини-Тахира бини-Махмуда Исфахани начертано на здании. С XV века, кроме частично сохранившихся изразцов, остались в неизменном виде лишь стены, украшенные неброской мозаикой, образующей разряжённые геометрические орнаменты.
Вся пленяющая взор красота, в виде яркой цветной майолики, включая витые обрамления арок, украшенные змееподбными узорами, образовались здесь уже при Шейбанидах, в 1585 - 1586 годах, во время серьёзных ремонтных работ под руководством Ходжа Са'да Жуйбори.
На верхней доске деревянных ворот медресе, украшенных изящными столярными наборами, был вырезан поучительный девиз: "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки". Звучит немного "по-советски", правда?
На бронзовой пластинке для громкого стука в дверь было выгравировано и того круче: "Над кругом людей, осведомлённых в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери божьего благословления".
Путеводители и карты сообщают нам, что на внутренней территории медресе Улугбека располагается Музей истории реставрации. Однако, когда мы вошли во двор, там было подозрительно тихо и пусто - ни строителей, ни торговцев, ни туристов.
Есть версия, что медресе Улугбека находится в аварийном состоянии и, пока не закончены реставрационно-восстановительные работы, пребывание там совсем небезопасно.
В 1447 году Шахрух умер, и бразды правления полностью перешли к Улугбеку. Бремя власти мешало ему заниматься науками. Будучи по характеру скорее учёным, Улугбек так и не стал сильным правителем. В 1449 году он был вероломно убит по распоряжению собственного сына Абдул Латифа, которого через год постигла та же участь...
После смерти Улугбека под давлением духовенства исследования в области астрономии в Самарканде прекратились.
79. Медресе Абдуллазиз-хана. Портал и внутренний двор.
Абдуллазиз-хан (1614 - 1683) из династии Аштарханидов был у власти 36 лет, и при этом сильно хворал. К концу жизни его практически парализовало. В таких обстоятельствах ему оставалось только одно: верить, молиться и творить богоугодные дела.
Возможно, поэтому постройка большого богато украшенного Abd al-Aziz Khan Madrasa стала для него смыслом жизни и последней отрадой. Его детище стало последним бухарским сооружением такого масштаба и считается одной из вершин среднеазиатского зодчества.
Медресе Абдуллазиз-хана (1652), одно из самых больших в Бухаре (приблизительно 50 х 60 метров), построено на 205 лет позже соседнего медресе Улугбека и, при схожести общей компоновки, имеет ряд заметных отличий.
В его оформлении использовались кирпичная мозаика, майолика, резные мраморные элементы и черепица, резная керамика, фрески из ганча и золочение.
Обратите внимание на появление солнечного жёлтого цвета (в контрасте с синим фоном) в оформлении высокого портала.
Известны имена главного зодчего Мухаммед-Салиха, каллиграфа Мавляна Мухаммед Амина, художника по мозаике Мим-Хакана, бини Ходжа-Мухаммед Амина.
У входа в медресе вас встречают вездесущие торговцы сувенирами.
Из стен выступают обязательные водоотводные брёвна.
Просторный внутренний двор превратился в рынок сувенирной продукции. Торговые лавочки и мастерские располагаются в помещениях первого этажа, где не так жарко.
Геометрический мозаичный орнамент прекрасно смотрится рядом с тонким растительным орнаментом изразцов.
80. Медресе Абдуллазиз-хана. Музей в зимней мечети.
Справа от входа, на территории бывшей тёплой мечети, расположился небольшой музей, собравший интересную коллекцию изделий из дерева.
Деревянные экспонаты различного назначения в витрине музея.
Прикладные и декоративные изделия из дерева. Бухара, начало XX века.
Кухонные принадлежности из твёрдых пород дерева. Половник по узбекски называется "cho'mich". А я хорошо помню, что в Поволжье (в Самаре) половник иногда называли "чумичка".
Шахматная доска с инкрустацией из твёрдой древесины с красивой текстурой. Разделительные чёрно-белые полосы и орнаментальные полосы по краям расписаны красками.
81. Медресе Абдуллазиз-хана. Ярмарка мастеров. Глиняные фигурки.
Выйдя из музея, мы заходим в просторный внутренний двор медресе и сразу оказываемся перед столами, щедро заставленными смешными и выразительными фигурками из глины.
Купив фигурку хитроватого старичка в чалме и жизнерадостного юного дракона, мы идём смотреть другие лавки.
82. Медресе Абдуллазиз-хана. Изделия с художественной ручной вышивкой.
По соседству с керамической мастерской Азамата Нашванова пристроились лавочки, торгующие верхней одеждой и изделиями с ручной вышивкой.
83. Медресе Абдуллазиз-хана. Украшения.
Мы возвращаемся ко входу в медресе, где расположены драгоценные россыпи женских украшений.
А сейчас, выйдя из медресе Абдуллазиз-хана, мы приглашаем вас пройти в западном направлении по улице Ходжи Нурабада к площади Пои-Калян. Это совсем близко.
Подписывайтесь на канал Всюду Вместе и путешествуйте вместе с нами!
Поддержите канал "лайками" и комментариями!
Смело пишите в комментариях поправки и уточнения, высказывайте своё мнение. Ваше участие поможет нашим описаниям стать более точными, объективными и интересными.
Продолжение следует...
Путешествуйте больше! Смотрите автомаршрут Москва - Самара - проверено на себе, рекомендуем!