Найти тему

Узбекистан за 9 дней. День 5#2. Бухара: Медресе Улугбека XV века. Чудо-медресе Абдуллазиз-хана.

Оглавление
Медресе Улугбека (1417) на улице Ходжи Нурабада (Xo'ja Nurobod ko'chasi).
Медресе Улугбека (1417) на улице Ходжи Нурабада (Xo'ja Nurobod ko'chasi).

Продолжение. Кош-медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана. Часть 15...

Мы идём от купола ювелиров Так-и Заргарон по улице Ходжи Нурабада на восток, в направлении былых ворот Мазара. Наше внимание привлекает ансамбль медресе Улугбека (1417) и Абдуллазиз-хана (1652). Порталы обоих сооружений расположены друг напротив друга в архитектурном приёме "кош", образуя эффектный ансамбль.

78. Медресе Улугбека в Бухаре.

Внук Тимура (Тамерлана) и сын Шахруха (Мухаммада Тарагаи ибн Шахруха ибн Тимура Гургана), просвещённый монарх Улугбек, был ханом и учёным в одном лице.

Улуг Бек (переводится как "великий правитель") родился на территории Ирана и с детства проявлял интерес к наукам. Видя такие похвальные наклонности отпрыска, всесильные дед и отец приглашали для его дальнейшего образования видных учёных того времени.

Памятник Улугбеку в Самарканде. Mirzo Ulugbek (22.03.1394 - 27.10.1449).
Памятник Улугбеку в Самарканде. Mirzo Ulugbek (22.03.1394 - 27.10.1449).

После смерти Тимура (Тамерлана) власть перешла к отцу Улугбека, Шахруху. Шахрух перенёс столицу Империи Тимуридов из Самарканда в город Герат (нынешний Афганистан), а 16-летнего Улугбека назначил правителем Самарканда.

Молодой правитель вознамерился превратить Самарканд в крупный интеллектуально-научный центр. Для этой цели к 1420 году на самаркандской площади Регистан он построил большое медресе, куда стал приглашать математиков и астрономов.

Есть предание, что, будучи поборником правды и справедливости, Улугбек, используя своё положение, иногда провозглашал заведомо неверные идеи. А потом, с восточным вероломством наблюдал, кто из его окружения соглашается с ним только из-за его статуса, в ущерб Истине. Лицемеров он наказывал.

Наряду с уникальной самаркандской обсерваторией (1428), которую мы с вами увидим чуть позже, Улугбек построил три медресе: в Бухаре, Самарканде и Гиждуване.

Бухарское медресе (религиозное училище, которое Улугбек хотел видеть в качестве "университета") - самое древнее (1417) и гармоничное. Его отличает чёткая и ясная планировка (двухайванная организация внутреннего двора с двумя этажами келий-худжр, дарсханой и мечетью в угловых отсеках главного фасада).

Медресе Улугбека (1417). Это единственное крупное сооружение, сохранившееся в Бухаре со времён правления династии Тимуридов.
Медресе Улугбека (1417). Это единственное крупное сооружение, сохранившееся в Бухаре со времён правления династии Тимуридов.

Имя зодчего Исмаила бини-Тахира бини-Махмуда Исфахани начертано на здании. С XV века, кроме частично сохранившихся изразцов, остались в неизменном виде лишь стены, украшенные неброской мозаикой, образующей разряжённые геометрические орнаменты.

Вся пленяющая взор красота, в виде яркой цветной майолики, включая витые обрамления арок, украшенные змееподбными узорами, образовались здесь уже при Шейбанидах, в 1585 - 1586 годах, во время серьёзных ремонтных работ под руководством Ходжа Са'да Жуйбори.

На верхней доске деревянных ворот медресе, украшенных изящными столярными наборами, был вырезан поучительный девиз: "Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки". Звучит немного "по-советски", правда?

У стен медресе Улугбека в Бухаре.
У стен медресе Улугбека в Бухаре.

На бронзовой пластинке для громкого стука в дверь было выгравировано и того круче: "Над кругом людей, осведомлённых в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери божьего благословления".

Площадь между медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана.
Площадь между медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана.

Путеводители и карты сообщают нам, что на внутренней территории медресе Улугбека располагается Музей истории реставрации. Однако, когда мы вошли во двор, там было подозрительно тихо и пусто - ни строителей, ни торговцев, ни туристов.

Есть версия, что медресе Улугбека находится в аварийном состоянии и, пока не закончены реставрационно-восстановительные работы, пребывание там совсем небезопасно.

Внутренний двор медресе Улугбека в Бухаре.
Внутренний двор медресе Улугбека в Бухаре.

В 1447 году Шахрух умер, и бразды правления полностью перешли к Улугбеку. Бремя власти мешало ему заниматься науками. Будучи по характеру скорее учёным, Улугбек так и не стал сильным правителем. В 1449 году он был вероломно убит по распоряжению собственного сына Абдул Латифа, которого через год постигла та же участь...

После смерти Улугбека под давлением духовенства исследования в области астрономии в Самарканде прекратились.

79. Медресе Абдуллазиз-хана. Портал и внутренний двор.

Абдуллазиз-хан (1614 - 1683) из династии Аштарханидов был у власти 36 лет, и при этом сильно хворал. К концу жизни его практически парализовало. В таких обстоятельствах ему оставалось только одно: верить, молиться и творить богоугодные дела.

Возможно, поэтому постройка большого богато украшенного Abd al-Aziz Khan Madrasa стала для него смыслом жизни и последней отрадой. Его детище стало последним бухарским сооружением такого масштаба и считается одной из вершин среднеазиатского зодчества.

Медресе Абдуллазиз-хана (1652), одно из самых больших в Бухаре (приблизительно 50 х 60 метров), построено на 205 лет позже соседнего медресе Улугбека и, при схожести общей компоновки, имеет ряд заметных отличий.

В его оформлении использовались кирпичная мозаика, майолика, резные мраморные элементы и черепица, резная керамика, фрески из ганча и золочение.

Обратите внимание на появление солнечного жёлтого цвета (в контрасте с синим фоном) в оформлении высокого портала.

Известны имена главного зодчего Мухаммед-Салиха, каллиграфа Мавляна Мухаммед Амина, художника по мозаике Мим-Хакана, бини Ходжа-Мухаммед Амина.

Портал медресе Адуллазиз-хана (Абдулазизхана, Абд ал-Азиз-хана). 1652 год.
Портал медресе Адуллазиз-хана (Абдулазизхана, Абд ал-Азиз-хана). 1652 год.

У входа в медресе вас встречают вездесущие торговцы сувенирами.

Главный вход в медресе сформирован в виде половины восьмигранной призмы.
Главный вход в медресе сформирован в виде половины восьмигранной призмы.

Из стен выступают обязательные водоотводные брёвна.

Вертикальные плоскости покрыты яркими изразцами.
Вертикальные плоскости покрыты яркими изразцами.

Просторный внутренний двор превратился в рынок сувенирной продукции. Торговые лавочки и мастерские располагаются в помещениях первого этажа, где не так жарко.

Внутренний двор медресе Абдуллазиз-хана (Madrasah Abdulazizohon - иногда пишут так)
Внутренний двор медресе Абдуллазиз-хана (Madrasah Abdulazizohon - иногда пишут так)

Геометрический мозаичный орнамент прекрасно смотрится рядом с тонким растительным орнаментом изразцов.

Орнамент на потолке арки напоминает QR-код.
Орнамент на потолке арки напоминает QR-код.
Внутренняя сторона главного портала. По периметру расположены тексты на арабском языке. Часть изразцов, к сожалению, осыпалась и ждёт реставрации...
Внутренняя сторона главного портала. По периметру расположены тексты на арабском языке. Часть изразцов, к сожалению, осыпалась и ждёт реставрации...

80. Медресе Абдуллазиз-хана. Музей в зимней мечети.

Справа от входа, на территории бывшей тёплой мечети, расположился небольшой музей, собравший интересную коллекцию изделий из дерева.

На стенах и потолке сохранились сложные рельефные декоративные элементы.
На стенах и потолке сохранились сложные рельефные декоративные элементы.
Роспись потолка несколько поблекла. Можно только представить, какая красота была здесь в период расцвета медресе...
Роспись потолка несколько поблекла. Можно только представить, какая красота была здесь в период расцвета медресе...
Окно в нише, выходящее на западную стену медресе.
Окно в нише, выходящее на западную стену медресе.
Это, по всей вероятности, сохранившаяся кафедра мечети (минбар).
Это, по всей вероятности, сохранившаяся кафедра мечети (минбар).

Деревянные экспонаты различного назначения в витрине музея.

Фрагмент ажурной резьбы по дереву, счёты, раскладная подставка для книг, деревянный циркуль-измеритель и длинный футляр с крышкой для прошений.
Фрагмент ажурной резьбы по дереву, счёты, раскладная подставка для книг, деревянный циркуль-измеритель и длинный футляр с крышкой для прошений.

Прикладные и декоративные изделия из дерева. Бухара, начало XX века.

Слева и вверху - различные пеналы, шестигранное настенное украшение (привлекают внимание перламутровые вставки, арабская вязь и шестиугольная звезда Давида). Внизу подставка для книг, покрытая глухой резьбой. Примечательно, что такие узоры в виде солнца использовали на Руси. Взаимопроникновение культур, однако...
Слева и вверху - различные пеналы, шестигранное настенное украшение (привлекают внимание перламутровые вставки, арабская вязь и шестиугольная звезда Давида). Внизу подставка для книг, покрытая глухой резьбой. Примечательно, что такие узоры в виде солнца использовали на Руси. Взаимопроникновение культур, однако...

Кухонные принадлежности из твёрдых пород дерева. Половник по узбекски называется "cho'mich". А я хорошо помню, что в Поволжье (в Самаре) половник иногда называли "чумичка".

В левом ряду - деревянный половник и ложки, в правом - резной салатник, нож для теста и совок для муки.
В левом ряду - деревянный половник и ложки, в правом - резной салатник, нож для теста и совок для муки.
Вырезанные из дерева рельефные "калыбы" начала XX века. Такие штампы обычно использовались для нанесения красочного рисунка на ткани.
Вырезанные из дерева рельефные "калыбы" начала XX века. Такие штампы обычно использовались для нанесения красочного рисунка на ткани.

Шахматная доска с инкрустацией из твёрдой древесины с красивой текстурой. Разделительные чёрно-белые полосы и орнаментальные полосы по краям расписаны красками.

Расписная шахматная доска с фигурами.
Расписная шахматная доска с фигурами.

81. Медресе Абдуллазиз-хана. Ярмарка мастеров. Глиняные фигурки.

Выйдя из музея, мы заходим в просторный внутренний двор медресе и сразу оказываемся перед столами, щедро заставленными смешными и выразительными фигурками из глины.

Видя наш интерес, мастер Azamat Nashvanov пригласил нас в мастерскую и вручил свою визитку.
Видя наш интерес, мастер Azamat Nashvanov пригласил нас в мастерскую и вручил свою визитку.
Азамат Нашванов - выпускник Академии искусств Узбекистана, член Союза художников Узбекистана и других ассоциаций, объединяющих мастеров народных промыслов.
Азамат Нашванов - выпускник Академии искусств Узбекистана, член Союза художников Узбекистана и других ассоциаций, объединяющих мастеров народных промыслов.
Местная глина очень светлая, приятного и лёгкого светло-бежевого оттенка.
Местная глина очень светлая, приятного и лёгкого светло-бежевого оттенка.
Двух одинаковых фигурок не найти. Каждая создаётся вручную и имеет уникальное выражение лица.
Двух одинаковых фигурок не найти. Каждая создаётся вручную и имеет уникальное выражение лица.

Купив фигурку хитроватого старичка в чалме и жизнерадостного юного дракона, мы идём смотреть другие лавки.

Художественно выполненные керамические фигурки - отличные сувениры на память. Как сказал один известный художник: "Если хотите выразить мастеру своё уважение и восхищение - купите его работы!".
Художественно выполненные керамические фигурки - отличные сувениры на память. Как сказал один известный художник: "Если хотите выразить мастеру своё уважение и восхищение - купите его работы!".

82. Медресе Абдуллазиз-хана. Изделия с художественной ручной вышивкой.

По соседству с керамической мастерской Азамата Нашванова пристроились лавочки, торгующие верхней одеждой и изделиями с ручной вышивкой.

Жизнерадостные вышитые изделия так и зовут подойти поближе и хорошенько их рассмотреть.
Жизнерадостные вышитые изделия так и зовут подойти поближе и хорошенько их рассмотреть.
Сформированное веками сочетание форм, цветовых комбинаций и ритмичного орнамента даёт безупречный декоративный эффект.
Сформированное веками сочетание форм, цветовых комбинаций и ритмичного орнамента даёт безупречный декоративный эффект.
Назначение некоторых изделий не совсем понятно, но смотрятся они привлекательно.
Назначение некоторых изделий не совсем понятно, но смотрятся они привлекательно.

83. Медресе Абдуллазиз-хана. Украшения.

Мы возвращаемся ко входу в медресе, где расположены драгоценные россыпи женских украшений.

Подвески и кулоны с мозаичными вставками, инкрустацией и разноцветными каменьями.
Подвески и кулоны с мозаичными вставками, инкрустацией и разноцветными каменьями.
Цепочки с подвесками из серебра со сканью, эмалями и поделочными камнями.
Цепочки с подвесками из серебра со сканью, эмалями и поделочными камнями.
Глаза разбегаются от такого разнообразия!
Глаза разбегаются от такого разнообразия!
Подвески с подвижными "висюльками" на любой вкус!
Подвески с подвижными "висюльками" на любой вкус!

А сейчас, выйдя из медресе Абдуллазиз-хана, мы приглашаем вас пройти в западном направлении по улице Ходжи Нурабада к площади Пои-Калян. Это совсем близко.

Подписывайтесь на канал Всюду Вместе и путешествуйте вместе с нами!

Поддержите канал "лайками" и комментариями!

Смело пишите в комментариях поправки и уточнения, высказывайте своё мнение. Ваше участие поможет нашим описаниям стать более точными, объективными и интересными.

Продолжение следует...

Путешествуйте больше! Смотрите автомаршрут Москва - Самара - проверено на себе, рекомендуем!