С катастрофического поражения немецких войск в Сталинграде в 1943 году все военные стратеги начали понимать, что у Германии осталось мало шансов на победу во Второй мировой войне.
Но ещё долго западные союзники принимали решение о вторжении на континент. Они ждали ослабления немецкого флота и сухопутных частей, медленно, но верно перемалываемых на восточном фронте.
И те и другие хотели использовать один шанс. Первые, провести успешный десант и закрепиться на материке, вторые уничтожить транспорты с людьми и техникой ещё на подходе.
Если у первых все ресурсы были направлены на увеличение количества транспортных кораблей и воздушного флота, то другие занимались разработкой оружия против такого вторжения.
В люфтваффе уже понимали ограниченные возможности немецких бомбардировщиков в проникновении в воздушное пространство над зоной вторжения и точную бомбардировку кораблей.
Для гарантированного поражения корабля требовалась пилотируемая бомба с крыльями, которая могла доставить трехтонную боеголовку к цели. Пилот-доброволец при такой атаке был обречён.
Самым быстрым из возможных решений было преобразование летающей бомбы «Fi-103» в пилотируемую машину. На необходимую доработку проект отправили на авиазаводы Henschel в Берлине-Шенефельде.
Здесь была разработана не только пилотируемая бомба, но и учебно-тренировочный самолет. По непроверенным данным, более 1000 пилотов вызвались добровольцами. Позже, ВВС засекретили информацию о добровольцах.
Прототип пилотируемого «Fi-103», названный «Re-1» по названию компании Reichenberg, был запущен в конце августа 1944 года с «Heinkel He-111». Испытание проходило на испытательном полигоне ВВС Лерца.
Пилотом неизвестен. Вероятнее всего, это был летчик-испытатель Физелер Вилли Фидлер. У машины не было двигателя, она летела как планер. Через шесть минут полёта «Re-1» плавно приземлился.
Во время второго полета в этот же день с пилотом Рудольфом Циглером из Рехлина самолет был разрушен во время посадки, а Циглер получил серьезные ранения. Следующие два испытательных полета были выполнены пилотами Rechliner.
Теперь прототипы имели двигатель. Одна потерпела крушение, другая была уничтожена при посадке. Четыре полёта – три машины разрушены. Плохое начало для лётных испытаний! Снятия дистанционного управления и установки кабины оказалось недостаточно.
Потребовалось расширение фюзеляжа на 25 см. Один из двух баллонов со сжатым воздухом должен был быть сохранен для доставки топлива и перемещен назад. На учебном аппарате, вместо боеголовки, должна была быть установлена кабина летного инструктора.
В Шенефельде были разработаны различные боеголовки для варианта развертывания бомб самопожертвованний «Reichenberg Re-4a». В дополнение к обычной боеголовке «Fi-103» с начинкой Trialen были также специальные версии.
Из существующих морских артиллерийских гранат калибра 42 см была изготовлена боеголовка с высокой степенью проникновения. Профессор Герберт Вагнер, создатель управляемой противокорабельной ракеты «Hs-293», в Хеншеле испытал и изготовил подводную боеголовку.
Прикрепленная к передней части фюзеляжа в деревянной обшивке, взрывчатка должна при погружении в воду, скользить под днище корабля и там взорваться. Производство Reichenberg осуществлялось Хеншелем сначала в Шенефельде, а затем на альтернативной операции в Голлнове.
Согласно известной сегодня информации, было изготовлено 250 экземпляров Reichenberg. Готовые к отправке корпуса Райхенберга сфотографированы американскими военными на объекте возле Касселя.
Вы все еще можете увидеть корпуса от «Fi-103» и Reichenberg в подземном мемориале Дора/Миттельбау. Под командованием пилотов Боевой эскадрильи KG200 пилотированию на Reichenberg обучалось небольшое подразделение на аэродроме Пренцлау.
У командора Вернера Баумбаха была идея сознательного жертвоприношения солдат. Во время последнего известного тренировочного полета, 5 марта 1945 года, лейтенант Старбати погиб. После этого работа была официально прекращена.
Реальное использование Reichenberg не доказано. Когда пилоты завершили подготовку к полётам на Reichenberg, в начале 1945 года и несколько ракет были готовы самопожертвование уже не было возможным.
Не осталось авианосцев, а производство «He-111» было прекращено. Практически были потеряны почти все самолеты-носители. Да и бомбардировщик с подвесной бомбой был легкой добычей для союзников как днём, так и ночью.