Найти тему
Natalia Szerebriakova

Вена life: Глобализация и Глобальные Общественные Блага

Привет всем!

Сегодня невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения. Статья Йенса Мартенса из книги немецких эко-социалистов Алфавит Глобализации объясняет подход международной политики к вопросу потребления глобальными общественными благами.

"Концепция глобальных общественных благ (Global Public Goods – GPGs) является с конца 1990-х г темой в международной политике в области окружающей среды и развития. Инициатором стала книга „Глобальные общественные блага. Международная кооперация в 21 в", изданная сотрудниками Программы развития ООН (ПРООН). Глобальные общественные блага - это, по их определению, такие блага, польза от которых выходит за пределы страны и регионов, групп населения и поколений. Под это широкое определение подпадают классические блага мира и мировой безопасности, нетронутая природная среда, здоровье, культурное наследие, а также стабильные финансовые рынки, знания и информация.

Подход к глобальным общественным благам является спорным. Одни видят в концепции теоретическое обоснование многостороннего сотрудничества и контрмодель неолиберальных стратегий приватизации (т.е. против приватизации глобальных общественных благ). Используя традиционную экономическую терминологию, понятие глобальных благ может быть подключено к дискурсу от Всемирного банка до Уоллстрита. Некоторые боятся, что такая концепция привела бы к дальнейшей экономизации мышления, деградации политических целей, социальных ценностей (мир, справедливость, биоразнообразие и т. д.) и экономических благ.

Идея общественного блага отнюдь не нова. Традиционным примером является пастбище в коллективном владении. В середине 20-го это понятие конкретизирует лауреат Нобелевской премии по экономики Пол Энтони Самуэльсон. По его определению, общественные блага обладают двумя особыми свойствами:

1. общественным благом пользуется любое количество людей, причем никто не может ограничить потребление другого, т.е. исключено соперничество и

2. никто не может быть исключен из потребления блага, т.е. исключено исключение.

Классическим примером является маяк. Его светом может пользоваться любое количество кораблей, не ограничивая тем самым полезность для других. Свет одинаково указывает путь всем кораблям, исключение невозможно. Именно поэтому для человека, думающего экономически, строить маяк - не рационально, поэтому как следствие, маяк вообще не будет построен. Поскольку невидимый закон рынка в этом случае проваливает дело, благо должно быть предоставлено государственной рукой.

С концепцией глобального общественного блага эта логика переносится с национального на международный уровень. Глобальные экологические, социальные и экономические кризисы воспринимаются как недостаточное снабжение населения товарами. Подобно тому, как на национальном уровне неудача рынка служит легитимацией действий государства, в условиях глобальной неудачи рынка необходимо усиление межправительственного сотрудничества (в статье о Глобальном управлении говорилось о мировом, т.е. глобальном, управлении общественными силами, не правительствами). Для новых подходов общественное благо - это не чисто технический вопрос, а сугубо политический. Является ли добро публичным или частным, решает не учебник, а общественность. Это решение может меняться по мере развития общества. Например, школьное образование в прошлые века было частным благом, сейчас в современных обществах оно признано общественным благом. Таким образом, определение общественных благ является результатом общественной борьбы и демократических процессов принятия решений.

Но в глобальном масштабе демократические структуры глобальной общественности существуют, в лучшем случае, только в подходах к решениям. Мы имеем дело с провалом эффективности государственной структуры в глобальном масштабе (когда глобальная общественность пока не организована должным образом). Поэтому для представления общественных благ будет необходимо финансирование как демократических институтов, так и новых инструментов финансирования (например, глобальных налогов). Удастся ли это, и каким образом, - пока неясно. В любом случае концепция глобальных общественных благ дает основания для принципиального спора по поводу общественных и частных глобальных благ и процессов принятия решений – следовательно, для переоценки распределения ролей между рынком и государством в процессе глобализации."

Читайте и другие статьи из этой книги!

Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!

https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd

Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!