Сегодня, 21 декабря, исполнился месяц с момента запуска самого грандиозного транспортного проекта Москвы и области последних нескольких лет - Московским центральным диаметрам. Старт 21 ноября вышел не очень: система оплаты не заработала, поездов на всех не хватило. Что изменилось за последние 30 дней?
Самый-самый
МЦД из всех транспортных проектов Москвы стал "самым-самым" во многих смыслах. Самым загадочным, самым нужным, самым провальным. Буквально за три дня до запуска движения не было известно практически ничего - ни самой даты открытия, ни того, что нужно экстренно перекодировать все "Тройки", ни того, что поездов на всех не хватит. Ни того, как будет работать система оплаты, ни как впихнется в график почти в полтора раза больше поездов, ни сколько станций успеют достроить к открытию. Судя по первым дням, многое из этого не было известно не только простым пассажирам, но и авторам проекта. Система оплаты не заработала, и ее пришлось выключить на две недели. Поезда в первые дни безбожно опаздывали, а пассажиры упорно считали, что МЦД - это только Иволги.
Что работает (или почти работает)
Система оплаты
С девятого декабря, когда вернули плату за проезд на МЦД1 и МЦД2, система оплаты, в основном, работает, хотя сообщений о несработавшей бесплатной пересадке на метро по Тройке и неоткрывшихся турникетах или выключенных/разбитых валидаторах в в соцсетях все еще полно. Блокировки "не закрытых" после окончания поездок "Троек" все еще нет, а если, по недоразумению, все-таки случаются, карту можно сдать в кассу, ее проверяют, и через сутки возвращают вместе с бонусным сувениром. О начале платной разблокировки объявят дополнительно.
В целом, довольны даже некоторые "дальние" пассажиры, у которых отобрали часть электричек, но зато проезд подешевел на треть. "Ну и вообще это космос, когда ты просто приложил Тройку к валидатору, и тебе не надо идти ни в какую кассу", - делится с нами наша читательница Ольга Михайлина. -Самое главное - вспомнить на моей станции, где нет турникетов, что нужно приложить Тройку для финального списания. Хотелось бы какой-нибудь большой напоминальный плакат на платформе".
График
Довольно быстро - недели за полторы - выровнялся график поездов. Первые несколько коллапсов, когда ломались поезда на линии, конечно дали жару пассажирам - расписание колбасило много часов даже после того, как все давно починили, скорее всего, в том числе, и из-за того, что не очень понятно было, как быстро-быстро вводить в график такое огромное число поездов. Последние две с половиной недели МЦД работает более-менее ровно. Хотя пару дней назад сбой на МЦД2 вроде как из-за пропуска некоего загадочного "спецпоезда" (о нем говорили машинисты застрявшим пассажирам, но официальных комментариев, о том, что же случилось, мы так и не дождались) продолжался довольно долго. Поезда шли, но опаздывали в течение нескольких часов.
Новые станции
Пока открыли только две новые станции - на Рижской части МЦД2 - Волоколамскую и Пенягино, но обе они - большой прорыв. Первая наконец-то дала очень логичную в этом месте пересадку на Арбатско-Покровскую линию метро и привела электричку в Митино. Жители получили много новых маршрутов. Пойма "вывезла" сиротскую Павшинскую пойму. Впереди еще открытие Щукинской, будет строиться Марьина Роща, Печатники. На Белорусском направлении строят Славянский бульвар.
Вместимость поездов
Про то, что на МЦД будут короткие 6-7 вагонные Иволги (на МЦД1- семи, на МЦД2 - шести) говорили в каждом интервью, в каждом пресс-релизе. Но объективно никто из пассажиров, не увлекающихся транспортом в качестве хобби или профессионально, понятия не имеет, что в стандартной электричке 10-12 вагонов (обычно 10 зимой, 12 - летом). Поэтому, конечно, чудо в два раза короче стандарта, появившееся на платформе после долгого ожидания (а многие действительно думали, что поезда МЦД - это только Иволги и упорно ждали их), доставило немало "радостей" всем скопившимся. Ситуацию выровняли. Имеющиеся "Иволги" сцепили по двое обратно (их расцепляли перед запуском), а на освободившиеся места в расписании, как мы подозреваем,"сгребли" со всех направлений все, что было можно, только бы оставить график. Так, на МЦД модную компанию из Штадлеров, Иволг, Ласточек и ЭП2Д разбавили совсем уж древние поезда, не то, что без климат-контроля, а с окнами, заклеенными скотчем от сквозняков и деревянными сиденьями. А что делать?
Чего не исправилось
Количество дальних электричек за пределы МЦД
Столичные власти много раз обещали, что дальнее Подмосковье ничего не потеряет в плане числа поездов. То, что это не так, стало ясно с момента опубликования расписания МЦД. Пассажиры надеялись, что ситуация исправится с введением нового расписания с 8 декабря, но этого так и не произошло. На МЦД1 пострадала, например, Дубна, Лобня, оставшаяся без быстрых экспрессов. На МЦД2 некоторые "дальние" электрички теперь заканчивают свой путь в Царицыно и на Ленинградской, вынуждая пассажиров пересаживаться. Поезда приходят быстро, но приятного в пересадке в час пик все равно мало.
Пути отправления на многоплатформенных станциях
Мы в красках живописали ситуацию в Нахабино, где громкая связь отправляет пассажиров на прямо противоположные отправлению пути. В комментариях к посту нам также написали, что аналогичная ситуация и в Царицыно и Лобне. В общем-то, мы не понимаем, в чем проблема - это не строительство дополнительных главных путей или станций, не покупка новых поездов, которые еще надо сделать. В чем сложность - посадить вменяемого человека к микрофону? Загадка.
Отсутствие дополнительных главных путей
На самом загруженном поездами дальнего следования участке - Белорусской части МЦД1, к счастью, доппути построить успели. На Савеловском, Рижском да и Курском пока с этим не особо. Любой сбой - встает все. Да, диспетчеры героически все это растаскивают вручную, Россия сильна героическими людьми, но...
И строить, скорее всего, будут, но без последствий для расписания конечно не обойдется.
Обслуживание и ремонт поездов
Первые три недели все было хорошо с графиком, и вдруг как гром среди ясного неба - по воскресеньям интервалы поездов увеличили сначала на МЦД2, а в эти выходные - и на МЦД1. По сети гуляет фото телеграммы, предписывающей увеличить интервалы в связи с необходимостью ремонта и обслуживания поездов. Правда это или нет, мы сказать не можем, но если на МЦД пригнали все возможные поезда, то логично предположить, что с резервами сейчас совсем не очень. А то, что есть, обслуживать когда-то нужно.
Наверное, когда-нибудь заводы сделают для МЦД еще много-много новых поездов, а пока по воскресеньям, МЦД будет в плане интервалов не совсем МЦД, а как раньше - примерно раз в полчаса.
Дискриминация по принципу МЦД
Московская область к запуску МЦД с трудом разродилась абонементами до зоны "Пригород", дальше абонементы так и не появились. У пассажиров группы "дальше МЦД" вариантов немного - хочешь скидку и бесплатную пересадку на метро, плати по "Тройке" каждый день. Не хочешь скидку - покупай абонемент, как и прежде. Неудобно и льготникам - каждый месяц надо ходить в кассу на переоформление билета.
Но в целом, несмотря на недостатки, благодаря экстренным мерам, двухнедельной паузе во взимании платы за проезд, бешеным деньгам, потраченным, в том числе, на задабривание сувенирами разъяренных пассажиров и пр., пр., пр, в целом можно сказать, что МЦД за месяц запустились. И некоторые товарищи с других направлений, посматривая на отсутствие дневных окон, тактовое движение и оплату "Тройкой" у соседей, теперь завистливо пишут "А когда такое будет у нас?".
Напомним, про все оперативные транспортные новости Москвы, вы можете узнавать в телеграм-канале «Едем по Москве»