1. Смерть.
Для того, чтобы понять, куда мы в итоге придем, давайте посмотрим, что представляет из себя мебельный микро- и нанобизнес на данный момент.
Мы не обсуждаем в данной теме профессиональных частных столяров. С ними как раз все хорошо. Труд настоящего профессионала всегда будет востребован.
Фрилансеры.
Как говорится "Рыцари без страха и упрека") Многие работают как правило "в черную" на себя с минимальной социальной ответственностью. Могут оказывать услуги как мебельному микробизнесу так и частным лицам. Основные профессии: конструктор мебели, дизайнер-проектировщик мебели, сборщик мебели.
Гаражники.
По большому счету не сильно отличаются от фрилансеров. Та же в основном работа "в черную" с минимальной социальной ответственностью. Как правильно работают в одного или семейным подрядом. Основное отличие от фрилансеров - они производят готовый продукт - мебель.
В данную категорию обычно приходят бывшие сборщики с производства. Есть конечно и регрессивный вариант, когда ими становятся непосредственно владельцы мебельных цехов после ликвидации собственного производства.
У гаражников нет, как правило, крупногабаритного профессионального оборудования (станков). Мебель собирают из полуфабрикатов (заказывают распил и кромкование на стороннем производстве). Как правило денег на рекламу не тратят. Основной источник заказов - "сарафан".
Цеховики.
Небольшая официальная мебельная компания, у которой есть свое мини-производство (помещение 200-500 метров с минимальным набором профессионального оборудования и несколькими рабочими). Как правило станки приобретались давно и достаточно изношены (хотя, судя по обсуждению на нашем профессиональном форуме, некоторые, не смотря на затяжной кризис, умудряются его обновлять).
Казалось бы, цеховики и являются тем самым основным звеном в мебельном микробизнесе. К сожалению, это не совсем так. Проблема - в малой загрузке производственных мощностей. Как следствие - постоянные текущие расходы без прибыли. Большинство из них уже давно "проели" заработанные ранее деньги и находятся на стадии выживания. Причина - отсутствие заказов из за обнищания основной массы их потенциальных покупателей, демпинг со стороны гаражников и постоянно увеличивающаяся активность сетевых структур (Мария + Эльдорадо).
А что в торговле?
А ничего. Мелкие салоны и магазинчики повсеместно закрываются. Мебельные центры так же теряют своих арендаторов. В оффлайне остаются только крупные продавцы типа HOFF! или IKEA и сетевые структуры (кухни Мария и тп).
Многие мебельщики надеялись. что интернет нам поможет) Но и тут не все так просто. Стоимость привлечения посетителей на сайт за несколько лет возрасла в десятки раз. А без рекламы выйти на топовые позиции в поиске Яндекса без больших денег практически не возможно. Так что и из интернет клиентов ждать не приходится.
Получается, что и цеховиков основной источник заказов - "сарафан". Но, если гаражники берут ценой, то цеховикам необходимо сосредоточиться на качестве при достаточно высоком ценнике.
Что будет, если динамика сохранится?
Первыми с рынка начнут уходить цеховики. Денег нет, оборудование не обновляется. Содержать и развивать бизнес не на что. Так что большинству владельцев как и их сотрудникам прямая дорога в гаражники или фрилансеры. Как следствие возрастет конкуренция в сегменте "гараж" и увеличится потребность в мебельных полуфабрикатах (так называемом распиле). Именно за счет оказания таких услуг часть мебельных цехов продолжит функционировать.
А что будет с оставшимися цехами - производителями индивидуальной мебели? Думаю, что возросшая конкуренция со стороны "гаража" а так же действия государства по обелению бизнеса полностью выдавят их из дешевого сегмента мебели. Ну а с другой стороны высокая активность сетевиков типа Мария сильно ограничит возможности развиваться в средней и высокой ценовой категории. Скорее всего этих участников рынка ожидает затяжной период стагнации.
Ну а какая перспектива у гаражников и фриланса?
Фриланс живучее всех остальных категорий и уход с рынка цеховиков ему только на руку - наоборот увеличится потребность в их услугах как со стороны "гаражей" так и со стороны частников (розничных потребителей услуг). Конечно, действия государства по обелению бизнеса коснутся и их, но это не является фатальной угрозой для их деятельности.
Что ждет гаражников?
- В этом сегменте возрастет конкуренция всвязи с приходом в него цеховиков. Демпинг продолжится. Прибыль уменьшится.
- Активные действия государства по обелению бизнеса в итоге добьют большинство гаражников.
Ну как? Радостная перспектива? :)
Неужели все так печально? НЕТ!
Мебельный микробизнес возник не случайно и был востребован. Проблема в том, что при нерегулируемом рынке нас стало слишком много. И пока мы сражались за место под солнцем, теряя прибыль и вырывая друг у друга клиентов, сам мебельный микробизнес оказался на грани выживания. Но выход есть!
А вот что это за выход мы и обсудим во второй части данной статьи)
Если Вас интересует, что дальше будет с мебельным (и не только) микробизнесом - подписывайтесь на наш канал. Будем держать Вас в курсе)