ИСКУССТВО ЭМОЦИЙ
Хорошо сделанная вещь вызовет положительный отклик даже у дикаря. Более того, если она нашла отклик в душе не знающего культурные коды и контекст человека, это верный признак, что картина или музыка является произведением искусства.
Кишлачные афганцы любили ходить к шурави на фильм "Чапаев". Он приводил их в восторг, в отличие от беззубых лент эпохи застоя, воспринимаемых с недоумением. В кино Чапаев был честный, смелый, умный командир, который лихо скакал впереди с шашкой наголо и трагически погиб в бою с превосходящими силами противника. Он был герой без упрёка, подтекста и двойного дна. Такой человек воспринимается положительно в любой стране мира.
Яркий, запоминающийся образ не является достоянием лишь театра и кино. В книгах умелый автор способен создать героев даже более влиятельных на сознание и настроение читателей по причине неспешности процесса чтения сравнительно с просмотром фильма. Если персонаж и его поступки потрясают и заставляют сопереживать, а то и подражать, книгой начинают интересоваться серьёзные игроки. Её включают в школьную программу для влияния на народные массы, а потом она получает высокую вероятность оказаться в числе так называемой классики. Многострадальный писатель лишается забвения и видит дальнейшую перспективу в миллионах детских инсинуаций на тему сочинения "Что хотел сказать автор". Также автор регулярно получает огромные гонорары за переиздания. Он влачит оставшиеся дни в муках и роскоши. Это и есть практика искусства.
Быстрое познание мира через образы, а не долгое на собственном опыте, вот главная корысть читателя, но корысть наипервейшая — возбуждаемый чтением задор.
Андрей Рубанов справедливо заметил:
"Художественную литературу мы читаем не чтобы поумнеть, а чтобы сопереживать. Искусство рождается из сопереживаний".
Слова его подтверждаются любовными романами, стабильно люто, бешено читаемыми не только дамами бальзаковского возраста, но и девицами. Свадьба с вампиром, успех секретарши, принцы, принцессы и морские путешествия к тропическим островам не приедаются, хотя, если вы читали одно из них — вы читали их все. Люди хотят сопереживать. Женщины — в особенности. Они и являются самым массовым читателем и покупателем бумажных книг. Читая, они хотят забыться, а не думать, страдать от волнения нераскрытой интриги, жить чужой, пусть вымышленной, жизнью, проходящей без последствий — достаточно лишь захлопнуть книжку, как всё сразу кончится.
Наша задача — заставить их жить. Дружба жениха и брата невесты, смерть невесты от коварного соперника, клевета и казнь невиновного, месть оставшегося в живых и свадьба! — главная героиня обязана услышать звон свадебных колоколов. Хэппи-энд крайне желателен.
"Если ты так сильно воодушевил людей, никогда их не дурачь после этого".
х/ф "Туз в рукаве"
Кто-то из сценаристов "Туза" был прав. Жизнь наших читателей без того тяжёлая, чтобы омрачать её грустной концовкой.
Но это вовсе не значит, что автор может отказать себе в возможности подёргать за ниточки и понажимать на кнопочки перед финалом. Пусть читатель подёргается и поплачет.
Спорное, противоречивое, часто вздорное, подлинное искусство есть явление бессознательное. Грамотная драматургическая схема воздействует на чувства вне зависимости от того, понимает читатель и зритель, что им манипулируют, или не осознаёт. И хотя читатель в процессе освоения шедевра думает больше, чем зритель, он невольно будет испытывать весь букет переживаний, которые мастеровитый автор пожелал ему подарить.
"Без гнева писать о "вредном" — значит скучно писать".
В. И. Ленин. "Письмо в редакцию газеты "Правда" 1 августа 1912 г.
А поскольку учение Ленина не только непобедимо, потому что верно, но ещё и по той же причине универсально, его с той же пользой следует применять как публицистике, так и к художественному произведению. Оно работает, каждый может легко проверить. Роман, построенный на нервах или намеренном выдавливании эмоций, цепляет лучше глубокого, но прохладного анализа. А если вещь написана по факту подлинных событий, близких аудитории, в ней даны расклады, типажи, чаяния героев, результат их подвигов и весь расклад (почему сделанное ими закончилось именно так, а не иначе), но сделана с чувством и непосредственным отношением автора, такой роман полюбят.
Даже если это комедийный роман.