За свой многолетний стаж работы каких только ученических почерков я ни повидала! Но по крайней мере, во всех этих корявых каракулях всё-таки можно было уловить хоть какой-то смысл. В сегодняшние тетради заглядываю с ужасом, ощущение, что тексты написаны не школьниками, а докторами, расшифровать почерк которых по силу только опытному аптекарю.
В современных реалиях это неудивительно: дети оттачивают свой почерк не шариковой ручкой в прописях, а на клавиатуре гаджетов, а те скромные домашние задания, которые нацелены на отработку почерка, кажутся мне смешными: обвести несколько рисунков по намеченным точкам – вот и всё задание. В старые добрые времена мы «кланялись» каждой букве, прописывая заветные крючочки и палочки по несколько строчек подряд, зато сейчас алфавит осваивается ещё при подготовке к школе, а в школьной программе отработке почерка отведено слишком мало времени.
Против хорошего почерка играет ещё один фактор: сейчас в первом классе оценок в тетрадях не выставляют, так что нет стимула сражаться за красивые буквы. В наши времена, когда первашам запретили ставить оценки, им на смену пришли «зайчики» и «белочки», и каждый ребёнок стремился писать красиво, чтобы не отстать от товарищей – обзавестись собственным «зоопарком» пятёрок. Сегодня в школьных тетрадях учитель хоть и присутствует, но мало влияет на стремление ребёнка писать красиво.
Хочется сказать, что есть семьи, где родители или дедушки с бабушками по старинке уделяют немало времени постановке почерка: заводят дополнительные прописи и дома с ребёнком тренируют непокорные буквы, не забрасывая эти занятия даже на летних каникулах. К примеру, дедушка одной моей ученицы пошёл на такую хитрость: решил обучить внучку писать английские письменные буквы. Сами понимаете, тут особое мастерство требуется, не каждому взрослому под силу. Зато не только руку тренирует, но и усидчивость воспитывает.
Надо сказать, «английским» методом преуспел мой прогрессивный дедушка и с русскими буквами: почерк у внучки существенно улучшился. Вот это школа была в старые времена: уроки чистописания, чернильная ручка, такого каллиграфического почерка, как у деда, давно я не видывала! После идеального дедушкиного почерка страшно заглядывать в школьные тетради учеников: прочитать сочинение – это почти что расшифровать послание Штирлицу из центра.
Всё-таки утеряли мы навыки качественного обучения детей письму, как ни грустно это признавать. Это нормально, что во времена цифровизации традиционное письмо грозится уйти в прошлое, потому что мы всё больше печатаем. Правда, на экзаменах худо-бедно, но приходится царапать ручкой по старинке, без этого никуда. Вот только на какую оценку потянет расшифрованный результат – вопрос открытый…