Вопрос, кто освободил последнего всеказахского хана Абылая из Джунгарского плена очень запутан. Как и многие другие вопросы в казахской истории.
Причиной этого является то, что практически все казахские племена претендуют, что именно их батыры или старейшины участвовали в освобождении великого хана.
Но доподлинно известно только то, что Абылай попал в джунгарский плен в 1742 году. В "героической" части казахской истории говорится о том, что он попал в плен во время сражения. Но скорее всего, в реальности он был отдан в "аманаты" (заложники) как чингизид не самого высокого ранга. Кто же знал тогда, что этот байстрюк - сын рабыни-туркменки и заштатного казахского султана станет верховным вождем Казахского ханства?
Единственный, кто точно знал, что Абылай-хан является неординарной личностью был мудрый и многоопытный джунгарский правитель Галдан-Церен, который и вытребовал в "аманаты" Абылая, чувствуя именно в нем главную угрозу.
После того как в августе 1742 года оренбургский губернатор И.Неплюев дал окорот джунгарским посланникам, запретив им прямые контакты с казахскими ханами (только через русскую администрацию) назрела необходимость дипломатической миссии в Джунгарию.
Руководителем миссии был конечно назначен секунд-майор К.Миллер. Да и кто мог договориться с кочевниками как не этот немец, который лично ездил в Ташкент и смог привести в Орск гордых джунгарских посланников со всеми старейшинами казахских родов.
Основной задачей К.Миллера было доведение до Галдан-Церена воли русской администрации о том, что казахи являются подданными российской короны и никаких податей платить джунгарам не будут.
Второй целью (не самой важной) было освобождение всех аманатов, как русских подданных. Ну и конечно третьей целью был сбор разведывательных сведений о Джунгарском ханстве.
В это время хан Абылай также не терял времени в джунгарском плену и выучил не только монгольский, но и манчжурский языки. Также он стал близким человеком для Галдан-Церена, который посвятил его в свою идею создания единого казахско-джунгарского государства наподобие империи Чингисхана.
3 сентября 1742 г. посольство Карла Миллера, состоявшее из прапорщика Николая Пазухина, «геодезии ученика» Дмитрия Тохтарова, переводчика Ивана Ерофеева, капрала Тихона Дмитриева и шести яицких казаков, отправилось из Орской крепости через казахские кочевья в Джунгарию к ойратскому хану Галдан-Цэрену.
Вглубь территории Джунгарского ханства посольство пущено не было. В это время в урге (ставке) Галдан-Церена свирепствовала разруха из-за поражения джунгар в войне с Кокандским ханством. И поэтому джунгары не хотели показать свою слабость русским.
Все переговоры вел приграничный нойон Сары-Манджы.
«Когда он, майор, в то Дзюнгарское владение приехал, — отмечал Миллер в своем путевом журнале, — то услышал, что они, калмыки, весьма были сумнительны, яко он чрез киргиз-кайсацкие орда проехал, понеже прежние посланцы ездили всегда чрез Сибирь, и якобы они между собой разговаривали, знатно-де, что нам ныне пришли последние веки, ибо русские послы к нам стали приезжать чрез кайсацкие орды... и от того-де находилися в великом страхе»
Это показало джунгарам, что казахи дружественно настроены к русским и рассчитывать на союз с ними не приходится.
Посольство Миллера, несмотря на несостоявшуюся возможность проникнуть в ургу к Галдан-Цэрену, сыграло в целом немаловажную роль в урегулировании казахско-ойратских отношений. Это выразилось в относительной стабилизации военно-политической обстановки на границах казахских кочевий с Джунгарией, снятии Галдан-Цэреном с повестки дня требования о выплате алмана с семейного имущества казахов, оживлении казахско-джунгарской торговли на востоке и юго-востоке региона - из научного труда В.А.Моисеева "Джунгарское ханство и казахи"
Попутно были освобождены все аманаты, надобность в которых отпала. В том числе и хан Абылай.
То что именно посольство К.Миллера способствовало его освобождению писал и сам хан Абылай. В своем личном послании хану Среднего жуза Абулмамбету, написанном сразу после возвращения в степь, Аблай с «немалой бранью» укорял патрона в бездействии по отношению к джунгарскому хану и недвусмысленно утверждал, что «свобода-де ему оттоль учинена... чрез посылку туда майора Миллера».
Сам Абылай после того как вышел из джунгарского плена сразу установил отношения с калмыцкой ханшой Дарма-Балой, написав ей письмо следующего содержания:
Я, Аблай-салтан, желаю вам здравствовать, все подданные наши вам кланяются. Объявляю вам о себе, что я от Галдан-Череневых рук в добром здравии и с честью освободился и в дом приехал. Меня Галдан-Черень имеет за сына, а племянник ваш Септень имеет за брата меньшего. И я вам нарекаюсь братом меньшим.
То есть идея о создании единого джунгарско-казахского ханства все-таки проникла в его душу.
А само посольство Миллера вернулось в Орск 14 мая 1743 года.
Таким образом документальные источники говорят о том, что именно благодаря содействию К.Миллера получили освобождение все казахские аманаты. Но именно то, что он освобождал Абылай-хана дотошному и пунктуальному немцу известно не было. Это не было его основной целью.