Найти в Дзене
Заметки на бегу

Мудрее, чем Андерсен.

Все фото взяты с https://pixabay.com/ru/
Все фото взяты с https://pixabay.com/ru/

Грустная и светлая история Русалочки, вышедшая из-под пера Ганса Христиана Андерсена, знакома если не каждому, то весьма и весьма многим. Дисней, конечно, прошёлся по ней всеподминающим катком непреодолимого хэппи энда, но даже ему не удалось пока окончательно заслонить собой настоящее творение датского писателя. А тогда, в годы моего радостного детства, был создан удивительный фильм советского (а позже российского) режиссёра Владимира Сергеевича Бычкова "Русалочка" по мотивам едва ли не самой известной сказки Андерсена.

Сценарий к этому фильму написали Виктор Виткович и Григорий Ягдфельд - два удивительно талантливых человека, обладавших даром настолько блестящим, что им удалось настоящее волшебство: сохранив узнаваемыми и сюжет и героев, они превратили сказку в ещё более близкую, трогательную, правдивую историю, не утратив при этом её сказочности. Мне довелось смотреть этот фильм совсем малышкой, но до сих пор помню, как переполняли мою маленькую детскую душу незнакомые чувства, в которых она едва не захлёбывалась. Это было как обширный ожог от соприкосновения с несправедливостью такой огромной, что я не могла её вместить. Считаю, что Владимир Бычков сумел превзойти самого Андерсена.

Сюжет авторской сказки - не диснеевского продукта! - строится на первый взгляд вокруг неразделённой, а потому печальной любви юной обитательницы морских глубин к прекрасному и благородному принцу, избравшему в супруги не её. Сказочность, волшебность истории с самого начала создаётся яркими описаниями царства подводных жителей - семейства Русалочки. Заметим, что свою героиню писатель рисует изначально отличной от близких. Она, по его словам, была с рождения "странное дитя", мыслями пребывавшее в другом мире. Начало истории исподволь заставляет предчувствовать, что трудная судьба Русалочки словно предрешена. Она уже иная, и это не сулит ей ничего хорошего. Покинув родную стихию, оставив любящих родных, лишив себя возможности вернуться, Русалочка так и не становится своей среди людей, не обретает бессмертной души. Ей словно не было места ни там ни здесь, поэтому она уходит дальше, к "дочерям воздуха", чтобы продолжить свой путь. Это история даже не несчастной любви, но отделённости, чуждости, инаковости.

В фильме Бычкова не уделено особого внимания подводной жизни героини. Она лишь одна из многочисленного племени морских дев, чьи чарующие голоса считаются мореплавателями знамением беды. Знаете, что возмутило с самого начала? На корабле принца моряки праздновали день рождения своего благородного покровителя. Команда изрядно упилась и разбила судно о рифы, но виноваты, конечно, русалки!.. А дальше начинается история не об обитательнице водных глубин, а о людях, тех, кто по невежеству, дремучему страху или высокородной спеси швыряет камнями и факелами в создание природы. Именно с этим приходится столкнуться наивной влюблённой девочке сперва. И, конечно, о том, кто способен удивиться этой хрупкой трепетной красоте. В творении российского режиссёра в повествование введён герой, которого не было у Андерсена - Сульпитиус, чью роль невероятно драматично исполнил незабываемый Валентин Никулин. Мне стало любопытно, а что означает имя этого персонажа? Какой у него перевод? Мы ведь привыкли, что у всех наших имён есть какие-то корни, какое-то значение... Представьте себе моё удивление, когда я обнаружила имя Сульпиций, Сюльпис, от которого, по всей видимости, образовано Сульпитиус, но пояснение к указанным вариантам гласит:" Значение не ясно". Уж не знаю, случайно ли вышло, или по какому-то тонкому замыслу, но получилось так, что человек вроде бы и имеет имя, но смысл его утрачен. Имён-то у героев этой сказки вообще не густо, только у принца, принцессы, да заезжего рыцаря - пышные, многословные, как гоготание гусей, а потому практически не запоминаемые. У Русалочки имени нет - как нет бессмертной души, нечем её окликнуть. Все прочие вокруг безымянны - толпа, оказывающаяся очень страшным многоголовым созданием, то беспечно пляшущим на игрище и удовлетворяющим свои земные потребности, то вдруг являющим звериный оскал страха и ненависти. Сульпитиус вроде бы обладает именем, но оказывается, что смысл его стёрся, как и сама судьба этого человека неминуемо стирается в недружественном мире. Ведьма... Оооо, эта потрясающая земная Ведьма в исполнении блистательной Галины Волчек! У неё тоже нет имени, она просто Ведьма, но отнюдь не потому, что это лишь некая случайная злодейка, мимоидущий персонаж - вовсе нет! Догадываешься, что её имя не оглашается потому, что не должно быть произнесено там и тогда, перед теми, кого она сама называет "без царя в голове". Это могучая, пугающая нарочитой вульгарностью и неожиданно полная сострадания персона, не менее завораживающая и притягательная, чем бродяга Сульпитиус, проникшийся острым сочувствием к невинной Русалочке и не заметивший, как оно преобразилось в истинную любовь. А сколько жалости в глазах этой видавшей виды дамы, когда она говорит Русалочке, совершающей первые неверные шаги:" Что, больно?.. Это что, а как будет болеть твоё сердце..." Озаряет в этот момент - не такой же ли наивной, искренней и чистой душой была когда-то и она сама? Иначе, откуда в ней такая горечь и предчувствие беды? Принц, юный, хорошо воспитанный в идеалах рыцарства принц, что же ты наделал? Как мог ты согласиться связать свою судьбу с той, которую внезапно поймал на лжи, размером с предательство? Принцесса, томящаяся необходимостью скорее и выгодно выйти замуж за благородного дворянина, не брезгующая обманом и интригой, если твоя душа оказалась не безнадёжно искривлена и не сдержала признания в подлости, не смолчала - почему состоялась эта свадьба? Как ты надеешься быть счастлива в браке с тем, кто принципами принужден в него вступить? И вот, когда уже всё потеряно, Русалочка обречена - бродяга, у которого ничего не было, кроме собственной жизни, отдаёт и её ради той, которая не должна погибнуть. Удивительно остро карает он ослеплённого чувством рыцарского долга принца: " Ты искал свою мечту и не узнал её... Она будет жить вечно, но ты никогда больше её не увидишь." Вот это приговор, как Каинова печать! Тем безжалостнее, что Сульпитиус добр. Нищий, не имеющий ни крова, ни семьи, ни лишней полушки за душой, этот человек имеет дерзость жалеть высокородного дворянина, потому что он-то знает, какое сокровище им сейчас потеряно.

Тогда, в крошечном детстве, эта щемящая история объяснила мне, что есть невосполнимые утраты, непоправимые ошибки, и цена чьей-то лжи может оказаться трагически высока. Пересмотрите этот удивительный фильм. Он обладает даром делать душу чуть-чуть чище.

-2