Семейные истории, интриги, конфликты, мелкие и крупные драмы, каскад эмоций и легкая скука – это здесь, в «Бердичеве». Любовь, выраженная странно, а порой и болезненно – это тоже здесь, в «Бердичеве». Крушение надежд и планов – и это в «Бердичеве». Расцвет и рост, поддержка близких – все это в «Бердичеве». Вам уже неинтересно читать? Все до боли знакомо? Надоело? Ну, теперь вам точно сюда – в Театр имени Владимира Маяковского на спектакль «Бердичев»!
Показать любовь романтическую, осыпанную розами и омытую чистыми слезами – удел великих поэтов.
Показать любовь, выраженную в неказистом быте, ворчании, склоках и скандалах – возможность гениальных прозаиков и драматургов. Именно это делает их гениальными.
Это и происходит в спектакле по пьесе Фридриха Горенштейна «Бердичев».
Стоит, наверное, сказать, что пьеса одного из наиболее неоднозначных авторов русского еврейского зарубежья, покинувшего Россию в 80-х годах ХХ века, создана из личного, из того, что лежало близко к сердцу и было прожито и прочувствовано. И потому наложило особую ответственность на постановщика спектакля и актеров, сыгравших в нем.
Короткая фабула: в фокусе внимания еврейская семья, она проживает год за годом, решая вопросы быта, ссорясь и мирясь между собой, выясняя отношения с соседями, растя детей и надеясь на их будущее, которое так хочется видеть лучше, чем свое настоящее.
Центральными действующими лицами оказываются две сестры Злота и Рахиль, именно так звали двух теть Горенштейна, вырастивших его самого. На сцене Театра имени Маяковского Злота и Рахиль антагонизируют – мягкая и тихая Злота в великолепном исполнении Заслуженной артистки России Татьяны Аугшкап и громоподобная Рахиль, железный член партии с 28-го года, ее играет Заслуженная артистка России Татьяна Орлова. Они окружены родственниками, соседями, знакомыми, с каждым из которых складываются или не складываются отношения. И все в этих отношениях сплетено в пестрый своеобразный узор, кое-где закономерный, а кое-где хаотичный и неожиданный. Как, собственно, и бывает в жизни.
Знаете, чего я больше всего опасалась, когда шла на этот спектакль? Специфичного акцента!
Я откровенно боялась, что будет слишком много акцента и это придаст постановке некую утрированность, что это будет выглядеть как узкая местечковость. Что главными окажутся проблемы национальные. И это отодвинет на задний план самое важное, то, ради чего все создавалось. Ведь неслучайно первыми репликами оказываются те, что сообщают, пусть с определенной долей иронии, о венчании в Бердичеве Бальзака. И это мгновенно выводит спектакль с уровня крохотного населенного пункта и придает ему общечеловеческого значение и звучание. И это кажется мне особенно важным. Человечество, перемещаясь, перемешалось. И горячая волна отозвалась во мне, когда исполнительница одной из центральных ролей уже за кулисами после спектакля заговорила о том, какие крови текут в ней и завершила свои слов так: «Я – человек мира». Да, мир становится теснее, и человечество живет все плотней. Стираются границы, и уже анахронизмом выглядит разделение людей на нации и народности. И потому все большее негодование вызывают существующие войны.
Проходят годы, меняются отношения, претерпевают естественные преображения и персонажи. Остается одно – семейная атмосфера. Однако с течением лет выясняется очевидное и главное – не быт объединяет родственников, не общее пространство. Объединяет людей трогательное участие друг в друге, зачастую скрытая забота, общность, понимание и тонкое чувствование близких.
Способность к сопереживанию, с поразительной точностью и тонкостью сыгранное гениальной Татьяной Аугшкап, становится ключевым понятием спектакля. Может быть, в первых сценах ее героиня кажется слабой и жертвенной, неспособной постоять за себя и страдающей от давления сестры. Но к финалу становится понятным, что в героине есть стержень, прочная основа, и это дает ей возможность проявлять и мягкость, и гибкость, сохраняя при этом собственные правила и принципы. «Настанет день, когда мягкое победит жесткое», – эта фраза знаменитого восточного философа вспомнилась мне, когда я увлеченно наблюдала за развитием образа Злоты.
В противовес образу сестры, роль Рахили, чью роль талантливо сыграла Татьяна Орлова, обретает обратное развитие. Из громогласной и жесткой, резкой, способной на грубость и проклятия, она постепенно смягчается и лишь к последней сцене открыто проявляет свою нежность к близким людям. И эта градация героини очень трогает своей истинностью.
Перед творческим коллективом стояла сложная задача – показать динамику образов на протяжении 30 лет. Ведь меняются не только условия жизни, не только предметы интерьера и быта, и это продемонстрировано приемами сценографии. Меняются характеры, и показать их в пластическом решении – особая задача. Меня буквально поразила достоверность движения, изменения пластики главных героинь, ведь они старятся очень «по-настоящему», с ограниченностью движения в суставах, с возрастной сутулостью, с легким, как мне показалось, тремором рук – здесь все как в жизни. И когда на поклон вышли узнаваемые, великолепные, вернувшиеся в молодость артисты, я ощутила некоторое облегчение – ура, все продолжается! – и сама посмеялась над этим свои чувством.
Можно перечислять исполнителей поименно, ведь актерский состав «Маяковки» известен своими «звездами». И каждый из участников слаженного актерского ансамбля был на своем месте в этой великолепной полифонии образов.
То, что темы быта оказываются проекцией доброты и любви к ближнему, извлеченной из бог весть каких неосязаемых глубин. Без высоких слов и громких лозунгов! И это ставит спектакль на один уровень с глубочайшими произведениями драматургии, несущее подлинное и вечное.
А я, признаться, была счастлива увидеть закулисное перевоплощение сценического образа кроткой и терпеливой Злоты в хорошо знакомую роль фейеричной и фантастической Татьяны Аугшкап, теплой, участливой и бесконечно талантливой.
Течет время, строится и сносится водонапорная башня в Бердичеве, разрабатываются планы по переселению семей, сменяют друг друга времена и поколения. Но то, что темы быта оказываются проекцией доброты и любви к ближнему, извлеченной из бог весть каких неосязаемых глубин. Без высоких слов и громких лозунгов! Не меняются ценности!
И это ставит спектакль на один уровень с глубочайшими произведениями драматургии, несущее подлинное и вечное.
Эти поиски подлинного и вечного ведут нас в театр. Следите за афишей, господа! И ждите следующего путешествия в «Бердичев».
Людмила ХАРСУН