Главным интеллигентом советского кинематографа всегда считался Алексей Баталов. Но быть интеллигентом и актёром – у него на роду написано. Мало того, что родился он в артистической семье, так ещё и дома у них бывали люди, творчество которых мы сегодня изучаем в школе.
Родители Алексея, а также его дядя и тётя служили во МХАТе, и мальчик проводил в театре много времени. Однако вскоре родители развелись, и мать, Нина Ольшевская, повторно вышла замуж за писателя В. Ардова, который стал Алексею настоящим отцом. «Вот понимаете, если отец заботится о ребёнке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне – это отцовство в квадрате», – позже рассказывал о своих отношениях с отчимом Алексей Владимирович.
Детство Баталова закончилось в 1941-м. С началом Великой Отечественной семью эвакуировали в Бугульму, но мать не могла оставаться вне профессии и открыла в городке небольшой театр, в котором нашлось место и Алексею. Сначала он выполнял подсобную работу, а потом понемногу начал играть. Интересно, что театр не перестал функционировать после войны, он существует и по сей день, с 2008 года нося имя Алексея Баталова.
Вернувшись в Москву, Ардовы поселились на Большой Ордынке, а Алексей продолжил обучение в школе. И однажды он вместе со своим классом дебютировал в кино. «Это получилось случайно! Когда в 1944 году мы вернулись в Москву, весь наш класс сняли в фильме "Зоя" о Зое Космодемьянской. Мне даже достался небольшой текст, который нужно было сказать перед камерой», – вспоминал актёр.
В гостях у Ардовых часто бывали Фаина Раневская, Борис Пастернак, Михаил Булгаков, Михаил Зощенко, Анна Ахматова. Общение с поэтессой стало для Алексея, наверное, самым ярким впечатлением юности: её личность, драматическая судьба явились для него образцом мужества и жизненной стойкости.
В послевоенные годы многие художники добивались права написать портрет Анны Андреевны, однако получали отказ. Единственным, кому она позволила это сделать, был Алексей Баталов, с детства увлекающийся живописью.
Окончив школу, Алексей решил поступать в Школу-студию МХАТ, однако получилось это у него лишь со второго раза. Баталов мог бы не напрягаться, имея таких родственников и знакомых, однако всего в жизни он решил добиваться сам.
После учёбы Баталов был прикомандирован к театру Советской армии, но через три года вернулся во МХАТ. Не сцене больших ролей он не сыграл – успех его ждал в кино. Ради роли в картине «Большая семья» ему пришлось уйти из театра, иначе на съёмки в Ленинград его отпускать не хотели. Затем были «Дело Румянцева» и «Мать», которые стали трамплином к успешной карьере киноактёра.
В это время Алексей уже был женат на подруге детства Ирине Ротовой, дочери известного художника. Родители, огорошенные ранним браком своих детей, постарались это принять, однако с тёщей отношения у Баталова так и не сложились. А вот тестю, работавшему в тот период в юмористическом журнале «Крокодил», зять пришёлся по душе, и он частенько приглашал молодого человека позировать.
Алексей много работал, и порою в других городах, поэтому дома бывал наскоками, и появившуюся на свет дочь Надю видел крайне редко. Ирина не могла долго выносить разлуку и сопутствующие слухи о романах на стороне, в семье начались скандалы. В итоге Баталов и Ротова развелись.
Актёр погрузился в работу, и вскоре настал его звёздный час – роль в картине М. Калатозова «Летят журавли», которая стала единственным в советском кинематографе обладателем «Золотой пальмовой ветви». После ленты «Девять дней одного года» Баталова назвали актёром года, а через некоторое время дали звание заслуженного артиста РСФСР.
Но самой знаменитой картиной в карьере Баталова всё же является фильм «Москва слезам не верит» В. Меньшова. Гошу могли бы сыграть Виталий Соломин или Леонид Дьячков, однако режиссёр утвердил именно Баталова. Картина получила «Оскар», а для Алексея Владимировича стала последней крупной работой. В 90-е он снялся ещё в нескольких фильмах, а потом полностью посвятил себя преподавательской работе.
Второй супругой Баталова стала цыганская циркачка Гитана Леонтенко. Душа в душу они прожили более полувека, до самой смерти актёра.