Найти в Дзене
Игорь Хатанзейский

Поезд №656/655. УПСка.

Поезд №656/655. Август 2006 года. Стояли ночью в Усинске, в пункте оборота. Как всегда, провели уборку, поужинали…

Летом в пункте оборота Усинск хорошо. Отапливать вагоны, как правило, не надо. А если и надо, в холодные ночи, то, умеючи обращаясь с топкой, можно сделать так, чтобы горение поддерживалось всю ночь без необходимости подбрасывать уголь.

Поэтому сразу после уборки у поездной бригады начинается свободное время. Правда, оно неоплачиваемое – считается, что мы на отдыхе, а отдых, естественно, не оплачивается, рабочие часы не идут.

Вот уже время 21-00, поездная бригада спит почти в полном составе. Все устали.

Тихая августовская ночь. Точнее, сумерки, ясные, светлые – в Усинске еще белые ночи. За окном, над низким лесом догорает закат. Красиво, уютно. Нет ничего красивее северной природы.

Начальник поезда и поездной электромеханик тоже легли спать. Тишина на составе…

Мне не спалось. Да и очень сегодня красивый вечер, не так уж часто можно увидеть такое красивое закатное небо. Засмотришься…

Сижу в купе отдыха, пью чай. Один. Тишина...

Вдруг с нерабочей стороны хлопает дверь, топот. Не шаги, а именно топот. Кто-то бежит.

Выхожу в коридор – бежит Ирина, проводник соседнего вагона, вагона-буфета. Проносится мимо.

- Что случилось?

- УПСка! УПСка сработала!!! – и, не задерживаясь, бежит мимо меня в следующий вагон, в штабной.

УПС – установка пожарной сигнализации. Пульт УПС расположен прямо над электрощитом в рабочем купе. Все пожарные вагоны оборудованы пожарной сигнализацией. Хотя мне еще приходилось работать в вагонах, в которых вместо пульта УПС была то ли табличка, то ли заглушка с надписью «Не оборудовано с завода».

Электрический щит пассажирского вагона. Пульт УПС расположен прямо над ним (не виден на фотографии)

УПС позволяет обнаружить пожар на самой ранней стадии, на стадии задымления. Все помещения в вагоне оборудованы дымовыми датчиками. При попадании дыма в датчик срабатывает сигнализация, зуммер, и на пульте загорается лампочка, соответствующая расположению сработавшего датчика.

Однако…

«Ну и? Ну и что? Мало ли она срабатывает» – первые мысли. Удивился, конечно, что́ так напугало Ирину. Ложные срабатывания тоже случаются, и ведь никто не паникует.

Проходит полминуты, хлопает дверь со стороны штаба, заспанный голос ЛНП, ворчание ПЭМа: «Блин, УПС, ну и что?». А Ира – «Да там горит все!».

Все идем быстрым шагом в вагон-буфет. А там...

В вагоне темно, только очень тускло светят лампочки дежурного аварийного освещения – Ира обесточила вагон аварийной кнопкой. И сразу ударяет густой запах дыма, горения то ли проводки, то ли резины. От резкого запаха дыма и тусклого света создается иллюзия, что все в дыму... Как будто в фильме «34-й скорый». Горим, товарищи!

- С буфета дым идет! Где буфетчики?

- Ушли! Нету их!

- Пику возьми!

Взяли пику из топки, огнетушитель.

Бежим к буфетному отделению. Точно, там горит – в нерабочем тамбуре такой смрад, что аж глаза режет.

Надежда Ивановна, начальник, командует – «Ломайте дверь!».

Держу наготове огнетушитель, Слава, механик, пикой сбивает навесной замок буфетного отделения.

Приоткрываем дверь. Огня нет.

Задымление есть, и сильный запах горелой проводки. Вроде отбой тревоги.

- Принесите фонарь!

Открыли щиток. Точно – перегорела катушка, тлеет. Небольшая катушка, а дыму-то сделала…

Отбой тревоги.

Холодильники отключились. «Вовремя» буфетчики ушли.

- Слава, ну что теперь?

- Менять катушку надо, Надежда Ивановна. У них тут теперь все обесточено. А так все нормально.

- Давай, меняй, не хватало еще жалоб от пассажиров. Ладно, я спать. Номер телефона у буфетчиков есть у кого-нибудь?

- Нет.

Надежда Ивановна и Ира ушли.

- Поработать придется, Игорь. Сейчас инструменты принесу, поменяем катушку, а то у этих чудаков завтра ни плиты, ни продуктов не будет. Ушли в город, и не то, что бы в журнале расписаться, так вообще начальника не предупредили. Утром им Ивановна устроит.

- Да уж. Хорошо, поработаем

Потом меняли катушку, проверяли оборудование. ПЭМ менял, я ассистировал – фонарь держал, инструменты подавал... Скальпель, зажим…

- Так! Вроде все. Можно включать.

Холодильники заработали.

- Пойдем.

Я ушел к себе. Можно допить чай. Да и спать уже пора, отправление в 05-30, потом еще сутки работать…

А утром, уже после отправления из Усинска, видел я, как буфетчик понес на штабной вагон пакет сладостей. Очевидно, штраф за самоволку.

Естественно, никуда выше о случившемся доложено не было. Никому не нужны проблемы, никому не нужны телеграммы о происшествии на станции Усинск с пассажирским поездом 656/655.