Найти тему
О модном теле

Как серьги стали нехристианским украшением?

Вы любите серьги? Я очень, вернее не так, между серьгами или любым другим украшением я выберу серьги. Три десятка своих серег я назову сходу, но их гораздо больше. Вот разве не приятно украсить себя красивой золото штучкой в ухо? И даже не золотой, но красиво же.

Серьги носили древние египтянки и гречанки, тонкой работы золотые комплекты из серег, браслетов, колье и ожерелья вы найдете во многих музеях мира. В Эрмитаже выставлена вот такая красота.

Женские серьги середины III века нашей эры, найдены в Керчи.
Женские серьги середины III века нашей эры, найдены в Керчи.

Если серьги были в Античности, в эпоху Возрождения носили даже мужчины, а потом мы все время видим их на картинах и фотографиях, сами носим, то логично было бы сделать вывод: серьги были всегда желанным украшением. А вот и нет. В средневековой Италии к сережке в женском ушке относились совсем по-другому. Серьги были таким же символом принадлежности к еврейской общине, как позднее желтая звезда.

Женская красота вечная проблема для мужчин, которые хотят сохранить собственное целомудрие и наставить других на этот путь. В XV веке влиятельный проповедник и монах-францисканец Джакомо делла Марка писал:

«Серьги — это украшения, которые еврейки носят вместо обрезания, так, чтобы их можно было отличить от других женщин»

Начиная с XII века знатные европейские дамы перестают носить серьги. Они считаются слишком восточными и старомодными. Мода на серьги сохранилась только в Венеции, но там и глава Церкви патриарх, а не кардинал. А в остальной Италии серьги носили две маргинальные группы женщин - еврейки и восточные рабыни.

А. Пуччинелли Иоанн Креститель и Мария Магдалина. 1380-86, деталь триптиха. Пти Пале, Авиньон
А. Пуччинелли Иоанн Креститель и Мария Магдалина. 1380-86, деталь триптиха. Пти Пале, Авиньон

Смотрите как просто. Если у женщины есть дырочка в ухе, причем зажившая, то она однозначно еврейка. Такую телесную метку ни спрятать, ни скрыть, причем не нужно раздевать женщину, совершать действия, которые бы все сочли неприличными, например снимать головной убор. А для простоты идентификации нужно обязать носить серьги всегда.

Самое интересное, что национальное происхождение персонажей Ветхого и Нового Заветов тоже подчеркивалось на картинах. Вот картина Лжованни Беллини, написана ок. 1460 года, это "Принесение во Храм" в ушах Девы Марии отчетливо видны дырочки от сережек. Она их носила, она была иудейкой.

Дж. Беллини. Принесение во храм. 1460-е гг. Галерея Кверини Стампалья, Венеция.
Дж. Беллини. Принесение во храм. 1460-е гг. Галерея Кверини Стампалья, Венеция.

Причем носила она тяжелые массивные серьги, например, такие как у Девы Марии на картине Амброджо Лоренцетти. «Благовещенье» 1344 года. Красивые серьги, красивое покрывало, но для современников все было более чем ясно.

А. Лоренцетти. Благовещенье» 1344 г. Сиена, Пинакотека.
А. Лоренцетти. Благовещенье» 1344 г. Сиена, Пинакотека.

В XIV веке серьги постепенно становятся из символа еврейства символом распущенности и постепенно исчезают из ушей библейских женщин. На улицах еврейки их тоже носили все реже, тем более, что на смену серьгам во многих городах пришло желтое покрывало. А в конце XV века мода на серьги начинает возвращаться, их носят все от королев до крестьянок. Серьги снова были просто украшением, как бы не возражали высоконравственные монахи.

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Больше лайков и перепостов - интересных больше статей!