Найти в Дзене
MADAME CRITIQUE

СКОЛЬКО ЗА ПОРТРЕТ? Как самый дорогой фотограф Польши открыл студию, а потом покончил с собой

Художник должен быть голодным? Великий художник может даже умереть от голода. Достаточно вспомнить смерть Хармса в блокадном Ленинграде. Чаще всего шутника, мистификатора и гения с берегов Невы сравнивают с Игнатием Виткевичем - его польским коллегой. Заголовок этой статьи - его цитата, из письма друзьям Леону и Владиславе Рейнел, посланное где-то между 1919-1925 годами... Когда уставший от нищеты художник, философ и поэт решил открыть свою портретную студию. Она, конечно, оказалось тоже «с секретиком». Я скептически отношусь к воспоминаниям и мемуаром современников. Они часто врут, а ещё чаще завидуют. Но в своем знаменитом «Дневнике» и в «Польских воспоминаниях» Витольд Гомбрович оставил нам призабавнейший момент своей встречи с Виткевичем в 1930-Х: «Мы позвонили в звонок — я был слегка взволнован слухами, кружившими о странностях и выходках этого человека, наделенного столь великим умом, — как вдруг в дверном проеме появился и начал расти гигантский карлик… Это был Виткаций,
Оглавление
Юзеф Глоговский, «Станислав Игнаций Виткевич», фото из цикла «21 рожа», 1931, коллекция Евы Франчак и Стефана Околовича, Музей дворца в Вилянове
Юзеф Глоговский, «Станислав Игнаций Виткевич», фото из цикла «21 рожа», 1931, коллекция Евы Франчак и Стефана Околовича, Музей дворца в Вилянове

Художник должен быть голодным? Великий художник может даже умереть от голода. Достаточно вспомнить смерть Хармса в блокадном Ленинграде.

Чаще всего шутника, мистификатора и гения с берегов Невы сравнивают с Игнатием Виткевичем - его польским коллегой.

Заголовок этой статьи - его цитата, из письма друзьям Леону и Владиславе Рейнел, посланное где-то между 1919-1925 годами... Когда уставший от нищеты художник, философ и поэт решил открыть свою портретную студию. Она, конечно, оказалось тоже «с секретиком».

Я скептически отношусь к воспоминаниям и мемуаром современников. Они часто врут, а ещё чаще завидуют. Но в своем знаменитом «Дневнике» и в «Польских воспоминаниях» Витольд Гомбрович оставил нам призабавнейший момент своей встречи с Виткевичем в 1930-Х:

автопортрет Виткевича, из коллекции Евы Франчак и Стефана Околовича
автопортрет Виткевича, из коллекции Евы Франчак и Стефана Околовича

«Мы позвонили в звонок — я был слегка взволнован слухами, кружившими о странностях и выходках этого человека, наделенного столь великим умом, — как вдруг в дверном проеме появился и начал расти гигантский карлик… Это был Виткаций, который открыл нам дверь, сидя на корточках, а затем начал медленно вставать. Он любил такие шутки! Но мне они не казались смешными. С первого момента Виткаций утомлял и надоедал мне — он никогда не стоял на месте, всегда напряженный, изводящий себя и других непрестанной деятельностью, желанием излучать энергию и привлекать внимание, постоянно жестоко разыгрывавший людей… Все его недостатки, которые были и моими тоже, я теперь видел словно в кривом зеркале, чудовищными и разросшимися до апокалиптических размеров.

Он показывал нам свой “музей ужасов”, главным экспонатом в котором было нечто, что он называл высушенным языком младенца и немного волос, якобы принадлежавших Бейлису [украинскому еврею, обвиненному в ритуальном убийстве, суд на которым получил широкую огласку и вызвал критику антисемитской политики Российской империи со стороны международного сообщества] и письмо нимфомана — действительно сладострастное до отвращения. Я сказал: “Не показывайте нам ничего подобного! Это неуместно”. Он посмотрел на меня внимательно и спросил: “Неуместно?” Он был слегка растерян […] С моей стороны это был инстинкт самозащиты, я знал, что если сразу не дам Виткацию отпор, то он сожрет меня, подчинит и превратит в часть своей колесницы».

Станислав Игнаций Виткевич "Многократный портрет", приблизительно 1915-1917, Санкт-Петербург, фото Музей Искусства, Лодзь
Станислав Игнаций Виткевич "Многократный портрет", приблизительно 1915-1917, Санкт-Петербург, фото Музей Искусства, Лодзь

Сегодня Виткация в мире ценят в первую очередь не как писателя, художника или мыслителя, а как фотографа. Его эксперименты с фотопортретом и очень личный характер съемок на много десятилетий опережали свое время. В 2011 году автопортрет Виткация был продан на аукционе Phillips de Pury & Company за $52,200 (на сегодняшний день это, пожалуй, рекорд для польского фотографа), кроме того, несколько фотографий Виткация находятся в собрании Музея Метрополитен в Нью-Йорке.  

Станислав Игнаций Виткевич "Коллапс с лампой", 1913, фото предоставлено Библиотекой Татровского музея, Закопане
Станислав Игнаций Виткевич "Коллапс с лампой", 1913, фото предоставлено Библиотекой Татровского музея, Закопане

Во время Месяца Фотографии в Минске 4 года назад я в последний раз смотрела на оригиналы его снимков. Моя статья, посвящённая Виткевичу вышла впервые на беларуском 11.11.2015 в журнале PARTizan ниже отрывок на русском:

Скорлупа моего тела не может выдержать огонь моего духа, - написал Станислав Игнатий Виткевич незадолго до своей смерти. В последние годы жизни он тяжело переживал свое быстрое старение. У любимца женщин и души компании появился живот, поредели зубы, волосы, начал пропадать слух и зрение. А ведь ему было слегка за 50. Принято считать, что Виткацы не смог пережить вторжение Советов в Польшу. А сотни его автопортретов и образов - свидетельства других причин, повлиявших на принятое в волынском лесу решение. 

Десятки экспозиций ежегодно демонстрируют снимки Виткевича, его фотографии становятся самыми дорогими лотами аукционов, и хотя он больше известен как драматург, писатель и философ, он был гениальным новатором в этой совсем новой области искусства. 

Станислав Игнатий Виткевич, полный тезка своего отца, из-под влияния которого он пытался сбежать всю жизнь, родился в Варшаве на исходе 19 века. Существует какое-то огромное количество книг, статей и версий его биографии. Виткевич был из тех художников, сделавших драматическое произведение из своей собственной жизни. А его фотографии стали отличными иллюстрациями к каждой его главе. 

 Он стал фотографом по другую сторону объектива, предложив зрителю то, что еще никто не осмелился - препарировать свое «Я». Он выписал индульгенцию на удовольствие копаться в его интимной жизни, следить за его падениями, нервными срывами, чудачествами.

Станислав Игнаций Виткевич, автопортрет из серии "Рожи", фото  Библиотеки Татровского музея, Закопане
Станислав Игнаций Виткевич, автопортрет из серии "Рожи", фото Библиотеки Татровского музея, Закопане

Думаю, если бы Станиславу Игнатию была бы доступна видео камера, то он создал первое и лучшее реалити шоу, не сложно представить число подписчиков инстаграмма такого любителя селфи. он уже в начале века использовал фотографию только как медиум, он не шел у нее на привязи, он не подчинил себя ей, а фотокамеру себе. 

На выставке в Музее современного искусства, на которой я в последний раз виделась с метром, между портретами Виткевича, снятые им друзья: Малиновский, Тадеуш Лангер, его невеста Ядвига, дальняя родственница по линии отца.

Ян Кохановский, Станислав Игнаций Виткевич и Роман Ясинский, 1932, фото из коллекции Евы Франчак и Стефана Околовича, фото музея дворец в Вилянуве.
Ян Кохановский, Станислав Игнаций Виткевич и Роман Ясинский, 1932, фото из коллекции Евы Франчак и Стефана Околовича, фото музея дворец в Вилянуве.

Несколько фотографий при участии Станислава Игнатия показывают беззаботную жизнь богемы, там и Бруно Шульц и красавица, которой Виткацы шутливо делает инъекцию зонтом. Трудно поверить, что его смерть будет трагичной, а его жизнь, несмотря на эти снимки, еще трагичней. Он задал тенденцию, еще не предполагая, что через сотню лет, мы все будем стараться сохранять и показывать в сети свою блистательную счастливую жизнь, переживая при этом синдром искривленной реальности имени Марка Цукенберга.

В центре экспозиции - портрет многократный, иконографическая работа истории польской фотографии. Портрет, сделанный Виткевичем во время службы в Санкт-Петербурге - это многократная проекция себя в зеркалах. 

Юзеф Глоговский, Станислав Игнатий Виткевич как «Профессор Пульверстон», фото из коллекции Евы Франчак и Стефана Околовича, Музей дворца в Виланове
Юзеф Глоговский, Станислав Игнатий Виткевич как «Профессор Пульверстон», фото из коллекции Евы Франчак и Стефана Околовича, Музей дворца в Виланове

Интересно, что в подборку работ для выставки с незатейливо-энциклопедичным названием "Фотографии Станислава Игнатия Виткевича "Виткацы" (1885-1939)" вошла ранняя "Колапс при лампе". Теоретик и историк фотографии Урсула Чарторыйская пишет: "Свет он использовал, чтобы экспрессивно подчеркнуть детали в фотографии, на котором лицо совсем близко к керосиновой лампе и как бы рассечено ее блеском. Фото это передает состояние сосредоточенное и, как будто, болезненное".

Критик Адам Мазур в очерке о "Коллапсе при лампе" пишет: "Это сосредоточение и боль отгадал и отец художника, который, увидев, отправленные ему для оценки снимки, выделил именно эту из всей серии. А в письме от 1 августа 1913 года назвал "Коллапсом при лампе". Название "коллапс" относится, вероятно, к душевному состоянию Виткация, увлеченного несчастным романом с Ириной Сольской, Виткация, пишущего в то время свой первый роман "622 падения Бунго или Демоническая женщина".

Еще критики пишут, что Виткевич никогда не показывает своего реального лица, что он всегда облачается в кого-то, подбирает гримасы, но так легко мы можем пропустить настоящее лицо художника. Может быть на фотографии, где он сжимает в отчаянии виски двумя руками - это он настоящий, а может он настоящий, когда совсем юнный рядом с отцом, кажется, строго провожает взглядом свое будущее, а может, в нелепой шляпе американского миллионера или в очках пилота. Виткацы примеряет на себя не только одежду, гримасу, выражения лиц, но и саму судьбу, он пытается сам себя убедить - а что будет, если так? Если я сбегу за океан в сытую Америку, или стану заправлять хозяйством в селе, а как вам покажется моя профессия летчика или священника? Он эпатирует публику на первый взгляд, а при втором - в зеркалах отражается один и тот же Виткевич в одном теле человека, ровно столько нам выделено на одну жизнь. 

Фото выставки-ретроспективы Виткевича во время Минского Месяца Фотографии, 2015
Фото выставки-ретроспективы Виткевича во время Минского Месяца Фотографии, 2015

Многие версии сводятся к тому что Виткацы покончил с собой, когда узнал о начале второй мировой войны когда понял что от советов не убежать и что польшу будут делить. они вписали его личность в контекст мировой истории, забыв что такие личности сами историю создают. Нет, Виткацы разрезал себе вены в волынском лесу, рядом с забывшейся от порошка любовницы не поэтому. Он решил так по той же причине, по которой делал десятки своих портретов и настаивал на снимках с посещавшими его друзьями. Он боялся стать старым, одиноким и ненужным, больным. Его страх - больше не суметь, не нарисовать и не написать. Он боялся исчезнуть. 

Stanisław Ignacy Witkiewicz(Witkacy) in Tatra Mountains, 1930, photograph taken perhaps by Edward Strążyński, from the collection of Ewa Franczak and Stefan Okołowicza
Stanisław Ignacy Witkiewicz(Witkacy) in Tatra Mountains, 1930, photograph taken perhaps by Edward Strążyński, from the collection of Ewa Franczak and Stefan Okołowicza

Я, кажется, полюбила Виткевича с первого взгляда и навсегда. Но только сегодня, внезапно обнаружила интересное пересечение наших биографий.

Когда меня спрашивают: чем я занимаюсь? Я совершенно искренне говорю, что жизнь арт-критика, теоретика визуального искусства - это год за 10. Потому я, наконец, на заслуженной пенсии. Сижу в своём доме на берегу моря и делаю только то, что хочу. Но за скромные 100$ могу составить вам портрет автора, написать сопроводительный текст к выставке или каталогу, проконсультировать...

И тут, читаю в Альтернативной биографии Виткевича:

В 1924 году Виткаций в шутку заявил, что выходит на пенсию, прекращает исследования в области визуальных искусств, а вместо этого начинает писать портреты на заказ. Он основал Портретную компании С. И. Виткевича с девизом: «Клиент должен быть всегда доволен».

На выбор предлагалось несколько разновидностей портрета: от обычного парадного до более экспрессионистского и даже созданного под воздействием наркотиков. Ко многим картинам прилагалась карточка с описанием тех веществ, которые художник употреблял в ходе сеанса, даже если это была всего лишь чашечка кофе...

На каждый товар найдётся покупатель, на каждую услугу клиент, на каждую идею - последователь. Надеюсь, на мою статью - лайк

Если вам интересна тема "ДЕНЬГИ И ИСКУССТВО", предлагаю посмотреть:
Сколько стоит быть искусствоведом или хочу, как Даша из "Содержанок"
По одежке считают: сколько стоит пропуск в мир искусства?
Фаина без секса и без денег