В 1957 году великий физик, Яков Борисович Зельдович возглавил госкомиссию по расследованию причин контактного срабатывания атомной бомбы на земле, вместо срабатывания в воздухе.
Яков Борисович Зельдович с командой гражданских и военных специалистов из КБ11 летал спецбортом в Семипалатинск и в поселок Белушья Губа на Новой Земле.
В числе специалистов на борту были Дядя Витя П**в и Дядя Саша К**в из 32-й центральной лаборатории специального контроля, в/ч 13987, расквартированной в Домодедовском районе.
И вот в Белушьей Губе комиссия осуществляла свою деятельность на корабле Ангара, бывшей свадебной яхте Гитлера Hela, трофейном роскошном судне, оборудованном под эту спец операцию по самое немогу.
Интересное название, данное моряками Дёница - "Aviso Hela", означает "Бегущая по волнам". Хотя это и не подтверждено документально.
Согласно различным мемуарам на борт «Hela» поднимались первые лица рейха – Адольф Гитлер, Герман Геринг, Мартин Борман, Генрих Гиммлер, Рудольф Гесс и т.д.
Гитлер планировал на ней после победы рейха свадебное путешествие с Евой Браун. А пока шла война, яхтой распоряжался Карл Дёниц.
Коком же на яхту на время работы группы Зельдовича был направлен легендарный шеф-повар ресторана гостиницы Москва Григорий Павлович Ермилин.
Автор того самого салата оливье, который мы все обожаем и делаем всей страной на Новый Год. И будем делать...
Про историю салата Оливье можно прочитать здесь.
Так вот вышла в этом походе закавыка. Полагалось в качестве анти-радиационных средств загрузить судно не только обычными продуктами, но и "правильной" провизией - апельсинами, лимонами, морковкой, свеклой и спиртным.
Для высшего звена коньяком, для простых спецов водкой.
Наши руководители партии и правительства искренне полагали, что 40-градусные напитки лучшая защита от радиации. Ну а ученые и военные специалисты ни в коей мере не опровергали! Еще чего...
Снабженцы-хитрованы сэкономили на апельсинах, грешок такой обнаружился уже после прохода через Костин Шар.
А вот на морковке оторвались - загрузили про самое не могу!
Ну что делать - решение простое, апельсины только руководителю госкомиссии и его замам. Но Яков Борисович этот расклад сразу же отверг, "не порядочно это".
Тогда Григорий Павлович и изобрел "Салат Зельдовича Морковка с Апельсинами". Благо морковки навалом и коньяка упейся.
Изюм вымачивался в коньяке с сахарной пудрой, морковка натиралась на крупной терке, апельсины чистились, удалялись пленки. Дольки резали на ромбики.
Все соединяли и щедро поливали майонезом, приготовленным из горчицы, подсолнечного масла и лимонов. Сахар каждый добавлял по вкусу сам. Зельдовичу нравилось без сахара.
Хорошо, хоть лимонов дали по норме и горчицы:)
Вернувшиеся домой к Новому Году мужики привезли в родную В/Ч рецепт диковинного салата Зельдовича. И он прижился, как родной. Редкие застолья обходились без него, шел салатик обязательной программой под коньячок. С тостом "За Борисыча".
Мы были маленькими, салат "приехал" в лабораторию еще до нашего рождения. Дети трескали салат со скоростью электро-мясорубки.
Весельчак Дядя Саша однажды на вопрос - А кто такой Борисыч? - ответил, что это отчество Деда Мороза с черными-черными бровями и в смешных очках, который в клуб на Голубой Огонек подарки привез и с моей красивой мамой танцевал.
Мы поверили. Тем более мама подтвердила!
Папа подарил мне замечательную книжку «Высшая математика для начинающих и ее приложения к физике», когда я была зачислена на первый курс факультета Прикладной Математики и Физики МАИ, с шутливой ремаркой "от Деда Мороза Борисыча".
Вот такая вот "живая" история.
Нету в живых ни папы, ни Дяди Саши, ни Дяди Вити - рак, как у всех специалистов легендарной лаборатории унес без пощады, до 65 лет никто из них не дожил.
Инфаркт забрал Деда Мороза Борисыча в 1987 году.
А салат остался.
Буду делать опять на Новый год.
Все фото из открытых источников.
Ваша Pialla
Если было интересно - поставьте лайк.
Подпишитесь на мой канал, если понравилось.