Нередко нам приходится слышать: «А есть ли у тебя собственное мнение по этому вопросу?» — и при отрицательном ответе видеть разочарование собеседника.
Стоит задуматься: а всегда ли уместно собственное мнение? Является ли оно неотъемлемым атрибутом человека, считающего себя образованным или, на худой конец, не хуже других (ср. Лк. 18:11)?
Как это нередко бывает, помочь в этом нам может этимология слова.
Слово "мнение" в церковнославянском языке значит не то же, что в русском.
Мнение (церковносл.) —1) самомнение, высокомерие, гордыня; 2) призрак.
Второе значение сближает слово "мнение" (греч. "докинис") со словом "мнимый" (греч. "докон").
Таким образом, этимологически "мнение" — нечто нереальное, противоречащее истине.
Полезно об этом помнить. А поскольку не всегда мы можем предоставить достоверную информацию о том или ином событии или явлении, нередко приходится ограничиваться мнениями. Но в таком случае оно должно звучать не как бравада в стиле "это моё мнение, и я имею право на его высказывание" (что, увы, встречается нередко), а примерно так:
— Поскольку точной информацией не обладаю, воздержусь от суждений по этому вопросу
или
— Вопрос слишком сложный, поэтому ничего, кроме мнений, здесь не остаётся.
В заключение приведу здесь слова известного епископа и одновременно блестящего учёного XX в. свт. Луки (Войно-Ясенецкого):
«...я каждый день ходил версты по две... по дороге усиленно размышляя о весьма трудных богословских и философских вопросах. Из этих моих размышлений ничего не вышло, ибо я не имел никакой научной подготовки» (из книги «Я полюбил страдание»).