Найти тему

Разбор. «Натолкнулся на МФТИ и осознал, что очень хочу туда»

В соцсетях довольно популярен формат интервью, когда стобалльники, олимпиадники или просто те, кто хорошо сдал экзамены, рассказывают, как они строили свою подготовку. Большинство таких историй обычно бесполезны, т.к. у каждого абитуриента своя ситуация. А в некоторых случаях слепое применение подобных советов даже вредит. Однако, какие-то из интервью всё-таки полезны с точки зрения изучения опыта прокачки навыка учёбы. В монологе ниже парень стихийно пришёл к некоторым важным принципам. Давайте разберём его историю.

***

1 сентября. Помню, ехал с другом на автобусе, разговаривали о предстоящей мне сдаче ЕГЭ. Я примерно знал, как выглядит вторая часть математики и вариант по русскому языку. О структуре физики вообще еще понятия не имел. Но был вполне в себе уверен, думая, что поработать придется, конечно, но совсем немного: всего 4 типа задач по математике разобрать (14, 16, 17, 18) и немного попрактиковаться в умении рассуждать в 19. Выглядит действительно очень коварно… Казалось бы, всего 4 темы за целый учебный год. Но почему-то все вокруг не были настроены так радужно на этот счет.

Я себе сразу прикинул, что сдаю все на 96+ (сразу поставил хорошую планку с учётом здравой оценки своего текущего уровня). Первые варианты в сентябре рассчитывал написать на 86+. И вот в середине сентября (тогда я еще и химию хотел сдавать) я начинаю знакомство с удивительным миром ЕГЭ по вариантам ФИПИ. В математике сделал несколько ошибок в первой части, а из второй осилил только 13, 15 и 19(а). (Стандартный набор выполненных задач для крепкого ученика с заложенной математической базой. Хорошо, что сделал пару ошибок в первой части. Благодаря этому не было шапкозакидательского отношения к ней во время подготовки и потери концентрации на самом экзамене)

В итоге математика и физика была на уровне 60-70 баллов.

Шок был сильный… Я уже не совсем понимал, что к чему и зачем мне надо было 96+, начинал думать, что и 86 хорошо бы. Но, просматривая ВУЗы, я натолкнулся на МФТИ, почитал немного о нем, посмотрел видео, и я осознал, что очень хочу туда. Вот это очень важный момент – понять, зачем вы сдаете ЕГЭ, какие баллы вам нужны и для чего. Это надо себе представлять очень чётко, иначе так вас и будет преследовать мысль «Ну, сдам, как сдам, плохо не должно быть…» А я тогда решил, что мне нужны сотки… (Появилась осязаемая цель. В целом необязательно, чтобы это был один какой-то вуз. Можно рассматривать и несколько вузов. Но желательно, чтобы среди них был действительно сильный вуз или факультет, куда вы искренне хотите попасть.)

Вот и подошли к кульминации. Сколько сил, сколько слез и нервных срывов вложено в ЕГЭ по профильной математике… Я распланировал все буквально по дням на весь год еще в октябре, какую тему сколько времени я прохожу. (Опасно планировать так строго всё по дням. Может возникнуть стресс от того, что вы не идёте по чёткому графику. Лучше планировать крупными блоками. А внутри было уже более гибко распределять и действовать.) С первой частью как-то ещё помогали в школе (да, школа в этом деле часто хорошее подспорье), поэтому дома была, конечно, только вторая (то есть чистая вузоматика, без необходимости восполнять пробелы с 7 класса). Начал с 17 задачи (если уже стабильно решаете 13 и 15 задачу, то часто это правильный выбор). Смотрел уроки Павла Бердова, лекции МФТИ и решал по 20 задач из сборника Шестакова. Да, очень рекомендую серию книг Шестакова, Ященко и Гордина. По каждой задаче целое пособие. Восхитительная вещь. Есть минимум теории, разбор задач и очень сочные задачи для самостоятельного решения с ответами. По планиметрии даже решебник выпустили. К началу декабря осилил все и ощущал, что хорошо разбираюсь. Это очень важно – иметь ощущение понимания, когда все термины и формулы становятся будто родными.

(Что касается различных видеоканалов, репетиторов, курсов и пр. В нашей группе мы стараемся не обсуждать эти моменты. Оценки соответствующих пособий здесь и далее мы также не будем комментировать. Во-первых, многие из авторов наши друзья. Некоторые проекты мы консультируем по методике и психологии обучения. Поэтому наши оценки могут быть не вполне объективными, а иногда не совсем этичными. После опыта применения вы сами составите своё мнение. Во-вторых, мы против рекламы, тем более скрытой. Здесь и ниже в монологе мы не стали вырезать конкретные чисто коммерческие названия, т.к. они были в первоначальной статье. Но в дальнейшем будем стараться за этим следить.)

Дальше шла по плану стереометрия. Я был в ней ноль. Не умел строить сечения, в принципе не понимал, как эти плоскости расположены, что к чему относится… Жуть. Вот начал поднимать все из ничего по пособию Гордина. Решал вначале все подряд. Где-то к последним двум главам я почувствовал, что понимаю принципы расположения, принципы применения теорем, основные способы решения. Эти ощущения идут только через длительную практику, через медленное пережевывание задач. СПЕШИТЬ НИКУДА НЕ НАДО. Если будете торопиться охватить тут, там , здесь, то ваша голова вам откажет. Будет жуткая каша, от которой через неделю останется ровным счетом ничего. Медленно, основательно, увлеченно. Именно так. (Да, основательная длительная осознанная практика. Правда, не понятно как обычному ученику готовиться увлечённо…)

Так вот – к середине февраля я покончил со стереометрией. Понимал, что осталось 3 месяца на 16, 18 и 19. Это было слишком. Я начинал отчаиваться, но переборол себя. Где-то в феврале был пробный экзамен в другой школе. 78 баллов. 10 минут до конца экзамена – я начинаю читать условие 19 задачи. Я понял, что время на профильной математике дороже денег. Его надо было правильно распределить, чтобы не засиживаться и не паниковать лишний раз, а управлять процессом. 1 час – 1 часть + 13, 15, 17. Да именно так. 13 надо делать за 3 минуты, 15 – за 6. С 17 можно посидеть около 15, чтобы все расписать и посчитать. Еще час на 14 и 16 вместе. Обычно было 20 минут на 14, не более 8 минут 16(а), а все остальное на пляски с бубном вокруг 16(б). Еще час на 18 (обычно решалась за минут 40, то есть это такой резерв в 20 минут на «то, се, пятое, десятое»). И оставшийся час на 19. Вот там буквы б и в – крепкие орешки. Даже просто написать решение на бумагу сколько времени… (Советы по распределению времени всегда индивидуальны. Поэтому опасно без раздумий следовать советам других. Но в этом описании важно, что автор искал и нашёл для себя оптимальное распределение)

Я решил, что 100 мне не видать по профилю, поэтому снизил планку до 96 (это помогло слегка расслабиться. Стремление к идеальному результату вызывает сильнейший стресс). Были большие проблемы с 16(б) и 19(в), так что бросил все силы на 18. Март, апрель – чисто параметры по Шестакову. В мае понял, что ладно, вроде решается, перешел на 16. Помогли уроки Школково. Решал у Гордина, на Решу ЕГЭ. Успешность решений была как-то 70/30. В последние две недели мая беспробудно решал 16 и 19 на уроках, дома, в автобусе… везде. Вроде как-то пошло. Помогли разборы задач ЕГЭ 100 баллов. Еще купил себе книгу Анны Малковой. Там отработал 18 и 19. Хорошая книжка.

29 мая, коленки трясутся, глотаю с трудом, того и гляди забуду, где нахожусь ( на нашем канале была отдельная статья о том, как снизить нервное напряжение во время подготовки. Возможно, напишем ещё как снижать стресс непосредственно перед экзаменом и на нём). Экзамен писался с трудом. Даже не в плане сложности задач, они были легче того, к чему я привык. Просто ну очень уж перегружен экзамен для 4 часов. На русском и физике у меня еще полчаса оставалось, хотя писал я все медленно, а вот математика впритык. Итог – сняли 2 балла за 19(в), хотя я до сих пор не знаю, почему сразу аж 2 балла.

Стоит ли готовится с репетиторами? Я готовился без них. Очень люблю я математику, физику, не надо меня здесь было контролировать (любит, потому что они у автора получались и он их понимал). Учебный план я сам себе сделал, ибо люблю что-то организовывать и планировать (даже если бы и не любил, его нужно было бы делать. Это важная составляющая. Лучше плохой план, чем никакого). Иногда помогали учителя по математике и русскому. Если у вас трудности с самодисциплиной, то да, репетиторы, пожалуй, - выход. (Надеяться, что репетитор воспитает в вас самодисциплину, глупо. Это придётся выращивать самим и только через упорную работу) Но тут есть минусы. Люди начинают сильно полагаться на репетиторов, и чувство какой-то внутренней тревоги, какого-то постоянного драйва от того, что все целиком на твоих плечах, уходит. (Очень точное описание момента, когда вы забираете руль у других и рассчитываете в первую очередь на себя. Драйв. А при первых объективных успехах мотивация вырастает мгновенно. Кстати, тревога возникает наоборот, когда вы слишком зависите от кого-то или чего-то)

По моему личному мнению, репетитор не должен управлять вашими действиями, это вы должны его направить (да!), а он просто получше разжевать ту или иную теорию, нагляднее разобрать нужную задачу… Хотя, безусловно, репетиторы разные. Если хотите высокие баллы и берете репетитора, то нужно выполнять двойной объем. Цель – приобретение ощущения, что все очень четкое и будто бы родное, что вы это сможете на пальцах объяснить первокласснику (Принцип антимагии в действии. Правда, нужно приобретать не ощущение понимания, а само понимание.)

***

Вот в этом описании видно как парень, сам того не осознавая, приступил к прокачке навыка учёбы. Очень чётко всё расписал, по делу. Хороший задел, чтобы прокачивать свою учёбу в вузе дальше.