Найти в Дзене
Максим Жадобин

Полностью свободный рынок и чистая конкуренция - это не просто миф, это настоящее зло.

Оглавление

Теоретики "невидимой руки рынка", как сумасшедшие фанатики ,постоянно повторяют, мол дайте полную свободу предпринимателям и тогда рынок сам придет в равновесие, эффективный бизнес будет процветать, качество расти, цены падать, технологии совершенствоваться, а доходы наёмных сотрудников расти.

Абсолютно все не правда!

Разбираем по порядку.

Главная причина - конфликт интересов.

Начнем со стороны предпринимателя.

Какие его интересы при создании бизнеса?

  • Прибыль и ее рост (опережаюший инфляцию и рост собственных расходов предпринимателя )
  • Рост капитала (через капитализацию актива)
  • Стабильность (то есть продолжительное во времени существование бизнеса и работа его в прибыль)

Смотрите уже тут нет ни слова про качество товаров и услуг, зарплату наёмных работников и низкие рыночные цены. Почему?

Потому что качественные товары - это более дорогое и качественное сырье, высокая зарплата - это снижение прибыли, два этих фактора вместе - повышение цены товара и снижение на него спроса (пресловутый закон спроса и предложения).

Низкая цена для предпринимателя - это вынужденная мера. Инструмент в борьбе за долю рынка. Снижение цены не может быть само по себе, оно делается за счет чего-то: либо за счет прибыли, либо за счет качества, либо за счет снижения зарплат.

Как вы думаете за счет чего предприниматель в первую очередь будет снижать цены на товар?
Правильно!
За счет качества и зарплат. Прибыль он будет пытаться удерживать любым доступным ему способом, иначе само ведение бизнеса теряет всякий для него смысл.

Что говорит теория далее.

Предприниматели достигая дна в ходе конкурентной борьбы стараются найти и внедрить некие инновации, чтобы повысить производительность труда и, по возможности, повысить качество товаров, дабы получить конкурентное преимущество.

Это вообще редкий частный случай и не более того. В обычной жизни, в ходе честной конкурентной борьбы, прибыль предпринимателя снижается до минимальных размеров или даже уходит в минус, заставляя его все больше снижать издержки (зарплаты и качество). Инновации обычно стоят дорого, для предпринимателя на конкурентном рынке они просто физически не доступны.

То есть тут срабатывает простой закон. Пока у предпринимателя все хорошо и прибыли высокие, ему кажется, что небо будет вечнобезоблачным и путь его без препятствий.
Все это привлекает на его рынок конкурентов и запускается исходящая спираль сокращения цен и издержек. Очень быстро прибыль становится минимальной, а на инновации нет ни времени, ни сил, ни ресурсов.

Немного по-другому происходит на моральном или олигопольном рынках.

На таких рынках, при отсутствии конкурентов, предприниматели дабы максимизировать прибыль и увеличивают цены и снижают качество (купить больше негде или не у кого) и по возможности сокращают зарплаты (если рабочих мест на рынке дефицит).

Вот и получается, что ни при каком раскладе свободный рынок не даёт того, о чем пишут экономисты-адепты свободного рынка.

Ни качества, ни доходов наемным работникам, ни технологического развития, ни низких цен.

Мало того, лично я считаю, что полностью свободный рынок порождает монополии и олигополии, потому что это естественно!

Предприниматели хотят защитить свой бизнес, свою прибыль, максимизировать ее и конечно же стремятся создать свои правила (ограничивающие других в доступе на их рынки) там где их нет. Посмотрите внимательно, что сейчас делают интернет гиганты.

В следующей статье, опишу свободный рынок с точки зрения интересов наёмных работников.