Найти тему
Tadgab

Студенческая библиотека

Рассказ


Однажды мой однокурсник в год окончания нами университета сказал мне прямо – «Ты променял общение на курсе - на компьютер и книги!»
Я с детства люблю читать.
Помню, нашел в детстве в домашней библиотеке своей тети толстенный роман Жюля Верна «Таинственный остров», открыл, начал читать. И читал. И читал. Пока не дочитал до конца – а было уже темно. И тетя везде меня искала – «утром ты зашел в комнату с книгами, а сейчас уже ночь – ты даже кушать не выходил.»
Прошли годы, и вот уже, поступив в университет, на филологический, я радовался, получая каждый семестр длиннющие списки литературы для прочтения. От Гомера до Бодлера, от Кантемира до Петрушевской, от Рабле до Варлама Шаламова...

И каждый семестр – все пять лет – я брал книги в студенческой библиотеке.
Шли эти годы плавно, незаметно. Да, и компьютер у меня был, и в интернете я скачивал книги, но все же в те годы в интернете еще мало было литературы, и многое приходилось брать по-старинке – в библиотеке своего ВУЗа.
На четвертом этаже студенческой библиотеки находился абонементский отдел. И в нем, кроме литературы, обязательной для прочтения, я брал все, что мне интересно – фантастику, книги всяких экзотических писателей из мало знакомых стран, журналы о компьютерных технологиях…
Каждую неделю я заглядывал на этот четвертый этаж – все пять лет учебы. И все пять лет учебы мне аккуратно выдавала книги тихая женщина, такая тихая, что я так и не спросил за пять лет ее имени. Я привык уверенно заходить в книгохранилище абонементского отдела, коротко здоровался с нею – она обычно сидела тихо за столиком с карточками читателей, что –то там тихо писала. Заходил, брал что-то – что мне нравилось, и нес к ее столику – а она быстро записывала названия книг в мою карточку и протягивала ее мне – чтоб я поставил свою подпись, что книги получил.
И так было пять лет. Процесс этот стал механическим, уныло четким - и никогда не происходило осечки. Я появлялся каждую неделю там, и она всегда была на месте. И мне порой чудилось, что она не человек вовсе, а – что было нелепо – робот. Просто робот, машина – настолько все происходило у нас с ней слажено…
Вот, наконец – наступила последняя весна моей учебы в университете. Был на редкость солнечный махачкалинский март. Для допуска к последнему – государственному экзамену – все оканчивающие вуз студенты должны были получить печати в свои обходные листы – в спортзале, библиотеке, на своем факультете и других университетских подразделениях. Таково было непременное условие…
Я иду с обходным листом, с этим маленьким клочком бумаги, в последний раз на тот четвертый этаж. К роботу… Точнее, к той тихой женщине. Она была на месте – что было так привычно. Сидела тихо за своим столиком.
«Здравствуйте! Вот, возьмите, пожалуйста!» – протягиваю ей обходной лист.
«Что-то сдаете?»
«Нет, в последний раз я ничего не брал.»
И тут она открывает мою читательскую карточку, наступает странная пауза.
«Тут написано, что брал! Вот – две книги! Х и У!!!»
«Я же сдал их. Вы могли просто не заметить. Посмотрите у себя!»
«Нет их, уже смотрела – и нет отметки о возврате! Так, молодой человек, не пудрите мне мозги! Верните книги, иначе я вам штамп не поставлю!» - она орала так, будто пять лет копила эмоции, чтоб заорать!
Робот – не человек, а робот!
«Сколько?»
«Что?»
«Давайте я компенсирую – на месте. Решим вопрос. Сколько?»
«400! По 200 рублей за каждую книгу!»
«У меня только 250. Вот!» - протягиваю ей всю свою наличность, имевшуюся в кармане.
Робот взял деньги и проставил штамп.
И я выбежал – проклиная этот четвертый этаж, со странным чувством, что на этот раз у Робота просто возник сбой. Потом подумал - это не страшно. Ведь за пять лет это произошло один раз всего – пусть и в день последнего посещения…
Я радовался, что навсегда покидал студенческую библиотеку…
На послезавтра я сдал гос на «Отлично». А дома меня ждали несколько однокурсников. Они гуляли рядом, и решили заглянуть ко мне в гости. Заходили они ко мне редко, но на этот раз так совпало – зашли.
На радостях – что заканчиваем универ, мы купили в ларьке рядом с моим домом бутылку водки, рыбу, и шоколад. Алкоголь я пил редко, в отличие от некоторых однокурсников. Кто-то из них вообще не вылазил из пивбаров, кто-то жестко гулял в городских саунах, набираясь сексуального опыта, иные попадали уже в райотдел полиции, а я в это время тихо читал книги…
Большинство из них учились плохо – от пересдачи к пересдаче, но жили весело! Они активно посещали махачкалинские рок-концерты, дискоклубы, всякие тусовки местных неформалов. Один мой однокурсник даже подрался с препом как-то, правда, его хотели исключить за это, он забрал свои документы и быстро перевелся в другой ВУЗ…
Стихийное празднование сдачи госа хоть и не было грустным, но все равно удручало – ведь мы в последний раз собрались в качестве студентов.
Пили, и закусывали мы по-разному, кто рыбой, кто шоколадом. А кто-то – и тем, и этим.
И тот однокурсник, который меня упрекнул, что я променял общение на книги, тоже присутствовал. Задумавшись вновь о его словах, я понял, что, наверно, он был прав – я упустил что-то важное в эти пять лет учебы. То, чего не вернуть никогда.

P.S.: Я окончил университет ровно 15 лет назад. Роботы-библиотекари в учебных заведениях страны на момент действия рассказа еще не использовались…