NIACIN
Time Crunch
℗ 2001 Magna Carta MA-9059-2
11 tracks = 56'10"
Известно, что в молодости будущий основатель Deep Purple Джон Лорд весьма деятельно готовился стать джазовым музыкантом – да не сложилось… А теперь джазовые мечты Джона воплощает в жизнь ставшее широко известным и за пределами джазовой и фьюжн-общины американское супертрио Niacin в составе знаменитого басиста-виртуоза Билли Шиэна (также Talas и Mr. Big), настоящей легенды современного джаз-рока и фьюжна – барабанщика Денниса Чэмберса и выдающегося поклонника электрооргана Hammond B3 и не менее искусного исполнителя на нем Джона Новелло. "Time Crunch" – уже четвертая за пятилетку студийная работа Niacin, демонстрирующая, невзирая на известную постоянную замкнутость проекта в одном стиле – как музыкальном, так и аранжировочном – целый ряд небезынтересных для меломанской массы новаций.
В материале Niacin всегда преобладал мощный фанк 70-х, обыгранный в "около-хард-роковых" аранжировках. Однако теперь это важное заявление сделано не только в буклете (оказывается, что Джон, помимо излюбленного "Хэммонда" и рояля, использует теперь и синтезаторы!), но и в открывающих первый же номер "Elbow Grease" задорных клавишных аккордах, сыгранных будто бы на обязательной фанк-принадлежности 25-летней давности – аутентичном клавинете Hohner E6. Результат оказывается диво как похож на затейливый фанковый джем-сейшн составов Colosseum II и Deep Purple году в 1975-м в отсутствие гитаристов и певцов обеих групп. А далее трио впадает в монументальную серьезность и небезуспешно начинает совокуплять (в титульном номере, "Stone Face" и "Damaged Goods") первобытно-могучие и неспешные фанк-построения ритм-секции и, без шуток, героические партии "Хэммонда". Настолько героические, что им бы позавидовал и Джон Лорд! Одновременно становится понятно, отчего бы Niacin популярен в Японии почти так же, как Deep Purple – ни один клон великих британцев и близко не подошел к пониманию сути хард-рокового клавишного звука 70-х, нежели это супертрио.
Итак, заявки на то, как будет звучать Niacin в новом тысячелетии, сделаны, и трио переходит к экспериментам, куда как более содержательным, нежели на предыдущих работах. Для начала музыканты ухитряются сыграть мажорную (!) кавер-версию знаменитой мрачнейшей пьесы King Crimson "Red", лишь заменив в ней электрогитару на "Хэммонд". Затем наступает черед номера "Blue Wind" знаменитого клавишника Яна Хэммера, исполненный в мажорной аранжировке на грани эстрадного фанка и коммерческого хард-рока. А потом Niacin носит по всему стилевому диапазону, отражающему воистину бескрайний кругозор музыкантов – от мрачного как бы smooth-джаза в "Invisible King" и разгильдяйского эстрадного фанка ("Daddy Long Leg") до клавишной неоклассики в традиционно джазовой аранжировке ("Glow") и престранного материала на границе кондовейшего фьюжна и традиционного арт-рока ("Outside Inside Out"). Безчсловно, на всем современном материале Niacin лежит несомненная печать общедоступности, местами навевающая думу о том, что все пьесы "Time Crunch" – своего рода богато и необычно аранжированный "muzak", но известная общедоступность таких композиций, сыгранных музыкантами такого уровня, может только приветствоваться.
Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №90 (15 марта 2002 года).
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •