Президент Трамп не раз критиковал трубопровод «Северный поток-2», который, по словам его администрации, поможет России, навредит Украине и ослабит позиции Европы. Но остановить трубопровод администрации Трампа никак не удается из-за внутренних распрей — а время уходит, волнуется автор американского издания.
резидент Трамп не раз критиковал российско-немецкий трубопровод «Северный поток-2», который, по словам его администрации, поможет России, навредит Украине и ослабит позиции Европы на переговорах с российским президентом Владимиром Путиным. Но остановить трубопровод администрации Трампа никак не удается из-за внутренних распрей — а время уходит.
Газопровод «Северный поток-2» находится в безраздельной собственности российского энергетического гиганта «Газпрома». Администрация давно критикует правительство Германии за участие в проекте, и в Конгрессе царит едва ли не единодушное мнение, что по его завершении Москва получит огромные рычаги воздействия на Европу, которыми воспользуется для продвижения своих интересам в ущерб Западу.
Газопровод также позволит Москве обойти Украину, чья казна напрямую зависит от пошлин в миллиарды долларов за транзит российского газа в Европу. Конгресс уже несколько месяцев как готовит законопроект, который предполагает санкции против двух европейских компаний, занимающихся глубоководной прокладкой труб. Цель его — вынудить их остановиться, и тем самым помешать завершению газопровода.
Но санкции эти Трамп может ввести уже сегодня. По сути, ровно это и рекомендовал Совет национальной безопасности после заседания так называемого «узкого комитета» 20 ноября в Белом доме. Но один из членов кабинета министров, министр финансов Стивен Мнучин (Steven Mnuchin) через своего заместителя, Джастина Музинича (Justin Muzinich), выразил несогласие и призвал президента с санкциями повременить.
Как сообщили мне четыре чиновника администрации США, Мнучин также ведет работу с сочувствующими сенаторами, дабы помешать действиям Конгресса, которые вынудят администрацию ввести против «Северного потока-2 санкции». 21 ноября Мнучину позвонил советник по национальной безопасности Роберт О'Брайен (Robert O'Brien) и попросил прекратить оппозицию и пойти в ногу с остальной администрацией.
Во вторник на заседании сенатского комитета по международным отношениям закулисную работу Мнучина по срыву санкций упомянул сенатор Тед Круз (Ted Cruz), республиканец от штата Техас и главный сторонник законопроекта о санкциях против компаний-строителей «Северного потока-2». Круз отметил, что право налагать санкции на компании, строящие газопровод, администрация уже получила в соответствии с ранее принятым Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA).
«Увы, мы столкнулись с бюрократическим сопротивлением. В частности, применению оговоренных законом полномочий для остановки газопровода, как я понимаю, противится министерство финансов», — сказал Круз. «Скажу прямо: если трубопровод будет завершен, это будет вина членов администрации, которые сидели на мягком месте и не воспользовались данной им властью». Заместитель госсекретаря по политическим вопросам Дэвид Хейл (David Hale) заявил, что, если Россия завершит строительство газопровода, последствия для США будут «крайне отрицательными».
«Кремль получит еще один энергетический инструмент, чтобы сеять в Европе рознь, а также подрывать и дестабилизировать Украину», — заявил он.
Круз заметил, что газопровод может быть достроен в течение 60 дней и призвал администрацию начать действовать. «Сейчас или никогда», — подчеркнул он.
Некоторые эксперты Конгресса считают, что Мнучин противится санкциям, потому что против этого выступают ряд нефтяных и газовых компаний США, их сторонники с Уолл-стрит и правительства Германии и Дании. Представитель министерства финансов на вопросы о действиях Мнучина отвечать отказался, но заметил, что тут выразил обеспокоенность по поводу газопровода на встрече с некоторыми европейскими лидерами.
В Конгрессе основным противником выступил сенатор Рэнд Пол (Rand Paul), республиканец от Кентукки, обвинивший администрацию Трампа в злоупотреблении санкционными полномочиями. Хотя сенатский комитет по международным отношениям законопроект о санкциях Nord Stream одобрил в июле 20 голосами против 2, на обсуждение он так и не поступил. Председатель Джеймс Риш (James Risch), республиканец от Айдахо, заявил 22 ноября, что законопроект был добавлен в Закон о государственной оборонной политике 2020 года, который обсуждается лидерами Палаты представителей и Сената.
Однако в понедельник Риш сообщил мне, что вопрос о «Северном потоке-2» увяз в борьбе за годовой законопроект об обороне. Считается, что этот законопроект единственный имеет шансы получить одобрение Сената в этом году.
«Опасно, что политические соображения ставят под угрозу возможность адекватно отреагировать на российскую угрозу и защитить наших союзников от еще одной попытки Путина разделить европейский континент», — сообщил Риш. «Завершение газопровода стало бы огромной победой Путина. Он хочет, чтобы наши европейские союзники зависели от него в получении энергии, и время уходит».
Лидер сенатского меньшинства Чарльз Шумер (Charles Schumer), демократ от Нью-Йорка, сказал мне, что проблема «Северного потока-2» — лишь одна из тех, что обсуждаются в ходе переговоров по законопроекту об обороне. В него входят: оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам для всех федеральных сотрудников, прекращение американской поддержки конфликта в Йемене, пакет санкций против России в рамках борьбы с вмешательством в выборы, космические силы и многое другое.
Трамп может и не ждать, пока Конгресс разберется. У него есть прекрасная возможность выказать поддержку Украине и проявить жесткость по отношению к России. Кроме того, если он будет бездействовать, его давнишняя критика будет выглядеть пустым сотрясанием воздуха — и еще сильнее подорвет авторитет США в Европе. Джош Рогин (Josh Rogin)
Подписаться!
https://inosmi.ru/politic/20191205/246383081.html