Случались ли в вашей жизни моменты, когда происходило что-то, что вы могли бы посчитать весьма странным, противоестественным, необычным и не культурным для вас? Бывало ли такое, что вы признавали свои действия ненормальными? Осознаёте ли вы, что означают эти слова? Что вообще значит “культурная норма” для человека и его идентичности?
Культура предполагает нормативное отношение к миру, законы, правила, образцы, по которым живет большинство членов того или иного сообщества. Эти нормы часто не осознаваемы, закреплены в коллективном бессознательном, и являются скорее «неписаными правилами», структурами, повторяющимися из поколения в поколение, регулирующими частную и общественную жизнь членов сообщества. «Норма» фиксируется как таковая и закрепляется законодательно, когда в общественном сознании проявляются и становятся очевидными «отклонения от нормы», которые могут вытесняться, игнорироваться, преследоваться и, наконец, интегрироваться в культуру, в свою очередь становясь «вариантом нормы».
Идентичность человека в самых общих чертах предполагает определение себя по отношению к другим членам общества и его выбором в пределах культурной нормы. Соответствие общепринятым образцам и осознанный выбор следования им закрепляется в т.н. «позитивной идентичности», идентификации с «хорошими» объектами, тогда как принятие «негативной идентичности» предполагает осознание того факта, что «нормальное большинство» такой выбор не одобрит. Такое осознанное принятие своей «исключенности из правила» позволяет человеку оставаться в границах данной культуры, не жертвуя своей уникальностью и не вызывая особого возмущения в социальной среде. В этом смысле человек, выбравший «негативную» идентичность, свою «инаковость», может быть принят в социуме при условии осознания им и принятия того факта, что она не разделяется большинством. Это чувство «исключенности и исключительности», знакомо многим людям в ситуациях, когда им приходится признаться себе: «Я – другой, не такой как все, или не такой как прежде». Такие ситуации кризиса или изменения идентичности происходят при смене жизненных ориентиров, трагических обстоятельствах, нарушениях закона или необходимости адаптации к чужой культуре. Иными словами, идентичность складывается из интеграции в «Я» как своей «нормальности», то есть соответствия общепринятым нормам, так и своей «ненормальности», рассогласования с образцами.
Например, если вы собираетесь купить какую-то вещь, которая не вписывается в рамки “нормального” по мнению большинства, но вам она нравится, или сделать какую-нибудь причёску, которая не может быть “нормальной” для девушки или парня или многое другое в этом духе. Делая такой выбор, вы понимаете, что для большинства людей это не есть норма, но вам он нравится и вы принимаете свою идентичность такой, какая она есть. Эта идея, не осознанная большинством, в свою очередь воспринимается им как насилие над их чувством нормы, а с другой стороны вызывает чувство вины за нетерпимость, которую они якобы проявляют, отказываясь признавать вас «нормальными» с точки зрения традиционной культуры.
Учитывая диффузию идентичности у молодых людей, страх оказаться отвергнутым и стать “не нормальным” может быть сильным мотивом для отказа от того, что нравится им.
Стоит ли придерживаться “нормы” в вопросах такого плана и отказывать себе в счастье быть тем, кем ты хочешь, или иметь то, что ты хочешь? Так ли необходимо называть кого-то странным, только потому, что он не вписывается в рамки общественного сознания? Если человек не нарушает законодательные нормы и не влезает в вашу личную жизнь, нужно ли его осуждать и отвергать только за то, что он индивидуален, в отличие от вас?
Как говорил Чарльз Эванс Хьюз: “Как только мы утратим право быть разными, мы утратим привилегию быть свободными”.