В отдельной квартире мы оказались через 12 лет после приезда мамы в город, впоследствии ставший для меня родным
В Дзене любят вспоминать жизнь в СССР. А мне тоже есть, что о ней вспомнить.
Поэтому история не совсем про деньги. Хотя как сказать. Сейчас для решения квартирного вопроса нужно много денег — минимум первый взнос для ипотеки. А в советские времена можно было обзавестись крышей над головой и бесплатно.
В конце 60-х годов мать окончила техникум в Москве и получила распределение в город, где впоследствии было суждено появиться на свет мне. Она там до этого и не была ни разу.
Как молодому специалисту ей полагалось жильё. Но кто обещал, что будет легко? Общаги у контору, в которую она распределилась, не было. Её поначалу поселили во флигель во дворе частного дома, где, кроме неё, жили ещё три таких же молодых специалистки из разных мест большой страны. Флигель снимала контора, за него же и платила хозяевам.
К жизни с соседками мать после 4 лет в общаге техникума была привычна. Плюс на работу можно было ходить пешком.
В те годы город активно строился, а одной из таких строек и стал мой родной район. Наш дом, а это был гигант — 9 этажей и 14 подъездов, заселяли прямо с колёс: по мере готовности подъездов. Подъезд сдали, начали строить следующий, а сданный уже заселяют. Аналогичным образом строился и дом по соседству, такой же гигант почти на 600 квартир.
Матери в будущем и моём доме выделили комнату в коммуналке.
У отца своя история. Демобилизовавшись из армии и крепко повздорив с дедом (деда я в живых не застал, но норов, говорят, у него был крутой, особенно после ГУЛАГа, где он побывал за три колоска), он перебрался в мой родной город — самый крупный из ближайших к его селу. Плюс там, будучи замужем за местным, жила его родная сестра. У неё он в первое время и поселился.
Работать он устроился слесарем-сборщиком на местный оборонный завод, который и поныне делает танки. Работа была тяжёлая, люди требовались постоянно. Батя там тоже долго не задержался, невзирая на высокую зарплату (он по 400-500 рублей в месяц заколачивал) и льготный стаж: отучившись на вечернем в институте, подался в инженеры с окладом 140 рублей. Вообще стартовый был 120, почему отцу положили 140, не знаю.
Правда, мест в заводской общаге не было. Потом, в молодости, которая пришлась уже на 90-е, мы с приятелями захаживали в общаги того завода за доступной любовью. Нет, никакой проституции! Были там некоторые девушки охочи до этого дела, но мзду не брали. Если одаришь чем, конечно, не откажется. А так бутылку принес — и ладно, а можно и без бутылки. Никакого отношения к предприятию они не имели. Поэтому и вспоминаю. Впрочем, это были уже 90-е. А при СССР, полагаю, было построже.
Но для решения вопроса с местной пропиской иногородних рабочих в отделе кадров имелся список контактов бабушек из пригорода, которые за символические пять рублей в месяц прописывали таких работяг к себе. Жить отец продолжал у сестры. А после свадьбы перебрался в коммуналку к матери.
Коммуналка наша была четырёхкомнатной. 1 комната = 1 семья. В том числе из одного человека. У нас, в частности, одной из соседок была древняя бабуля, пережившая ещё немецкую оккупацию. Периодически проходили ротации. Кто-то из соседей отселялся, на их место вселяли кого-то ещё. Так было, пока не родился я.
По советским нормам количество комнат, которые вправе занимать семья, считалось по формуле: количество членов семьи минус один. Если же член семьи один, то и комната полагалась одна. Соответственно, пока мать жила в своей комнате одна и даже с появлением в ней отца, больше одной комнаты не полагалось. Но стоило родиться мне, право возникло и на вторую. Соответственно, и с выселением из нашей коммуналки очередной семьи освободившаяся комната на законном основании досталась нам.
Дальше больше. Выйдя на пенсию, к нам переехала бабушка. Мы её к себе прописали, нас стало четверо, а тут и третья комната освободилась. Но что-то бабушке у нас не понравилась и, прожив год, она вернулась в свой частный дом. В начале 80-х как-то у нее получилось даже пустить в этот дом квартирантов, а самой уехать и прописаться к нам. Наверное, можно было так. Но тут я всех подробностей не знаю. Сам еще маленький был — только в первый класс пошёл, а бабушку уже не спросишь.
Ну и замаячила перспектива нового соседа. Но — о, удача! На нашей же лестничной площадке отдельную двухкомнатную квартиру занимала семья из пятерых человек: пожилые муж и жена и их взрослый сын с женой и маленьким ребёнком. Обычная для тех времён история.
И вот этой семье, стоявшей на очереди на улучшение жилищных условий, не то что три, а все четыре комнаты полагались железно. А что древняя бабушка, последняя наша соседка по коммуналке однажды умрёт, и ежу было очевидно. Решение созрело само собой — обмен с доплатой. Обменные ордера официально получили в райисполкоме, Придраться было не к чему, плюс соседи с перездом снимались с квартирной очереди. 1 тысячу советских рублей за дополнительную комнату родителям передали из рук в руки. Официально это не никак не проводилось и вообще не приветствовалось.
Так мы въехали в отдельную двушку, в которой и прошли мои остаток детства (а осталось немало, я тогда ходил во второй класс), юность и студенческая молодость. Ну а соседи, похоронив за свой счёт, потому что родственники отказались, умершую бабульку, стали обладателями отдельной целой четырёхкомнатной квартиры.
А как решали квартирный вопрос в СССР вы и ваши родители? Расскажите в комментариях.
Спасибо, что дочитали до конца. За лайк (палец вверх), если понравилось, репост, комментарии и подписку отдельная благодарность. Хейтеры улетают в бан без предупреждения и пощады.
Читайте также:
Когда в России понизят пенсионный возраст?
Кому из работающих пенсионеров в 2020 году проиндексируют пенсию?
Кому из пенсионеров в 2020 году дадут по 5 тысяч рублей?
Как государство ограбило нас почти на 270 млрд рублей