Данный материал меня сподвигли написать довольно частые дебаты с людьми, считающими, что им слишком мало платят, в то время как работодатели зарабатывают "миллионы". Многих из моих оппонентов я считаю хорошими людьми и достойными специалистами в своей профессии, но в тоже время не понимающими по какому принципу формируется их заработная плата, а главное откуда работодатель берет на нее деньги.
Моя цель уберечь от необдуманных поступков молодых и не очень людей, считающих, что их работодатели "ничего не делают" и зарабатывают деньги просто так "на пустом месте".
Итак.
Работа на себя или на "дядю"?
Вот вопрос с которым сталкивается человек пришедший к тому, что ему надо как-то зарабатывать на жизнь, а большинству хочется зарабатывать на "хорошую жизнь", чтобы хватило не только на еду, но и на iPhone, и на автомобиль, и на развлечения.
И первая проблема выбора, с которой сталкивается молодой или не очень "добытчик" или "добытчица" это
- быстро устроиться на работу где платят не много, но стабильно, то есть туда где постоянно нужны рабочие руки, например, торговую сеть или крупную сеть общепита,
- поискать работу в компании поменьше, в которой зарплата (далее зп) будет средней по рынку труда или чуть ниже, но зато с большим потенциалом роста как в должности так и в размере оплаты труда (если компания не развалится),
- устроиться в крупную федеральную или государственную компанию с заработком ниже рынка, с долгосрочным карьерным ростом и отдаленными перспективами роста оплаты труда, но зато с некоторыми "плюшками" отсутствующими у других работодателей,
- найти временную или сезонную работу с быстрым, но не постоянным заработком, которая обычно требует неплохой физической подготовки или изнурительной и иступляющей однообразной системы действий,
- и... барабанная дробь... работа на себя! Собственный "блэкджек со ш..."! Там где ты главный и раздаешь приказы! Ты решаешь как надо делать правильно! И самое главное: ты знаешь как надо зарабатывать!
Не хочу останавливаться на стандартных вариантах выбора работы, так как мне кажется что там и так все ясно, а про особенности работы в той или иной компании и так можно "накопать" в интернете. Подчеркну только один, на мой взгляд, главный нюанс:
Работая на "дядю" у Вас, в большинстве своем, четко прогнозируемый рабочий день с законными выходными и четкими обязательствами перед работодателем, выполняя которые, с большой долей вероятности, Вы получите зарплату, а возможно и премию, а возможно ещё получится неофициально подработать.
А теперь перейдем к наиболее интересному, то есть вы решили открыть собственный бизнес.
Допустим вы провели предварительную подготовку, а конкретно
- нашли нишу, которая, по Вашему мнению будет приносить "баснословный" доход,
- нашли удачное и недорогое место для организации Вашего предприятия,
- посчитали колличество денежных средств необходимых на открытие,
- определились кто будет работать и сколько составит зарплатный фонд,
- посчитали рентабельность,
- посчитали налоговые отчисления,
- просчитали конкурентоспособность,
- посчитали потенциальный доход.
А теперь,
- забываем про то что Вам рассказывали о доходности данной ниши,
- прибавляем к стоимости открытия бизнеса от 3 до 12 сумм планируемого ежемесячного порога самоокупаемости,
- делим минимум на 3, 4 сумму планируемой потенциальной выручки.
Добавлю немного конкретики.
То что вы догадываетесь, или слышали, или знаете о доходности выбранной темы для заработка никак не будет относиться к потенциальному успеху Вашего предприятия, так как на это влияет большое колличество факторов, начиная от личностных характеристик организатора, продолжая его знаниями и знакомствами и заканчивая суммой стартового капитала.
Зачем мы к сумме необходимой для организации бизнеса прибавляем ещё пороги окупаемости? Как говорится готовиться надо к худшему, а худшее это когда организованное предприятие не "выстрелит" в первый же месяц, а будет медленно набирать обороты и как раз на это уходит от 3 месяцев и более, в зависимости от ряда других факторов в которые мы сейчас углубляться не будем. Хочется ещё добавить, что при расчете порога самоокупаемости я бы рекомендовал учитывать собственную зарплату хотя бы в размере средней по рынку труда в данной тематике.
Зачем занижаем потенциальную выручку? По той же причине что и в предыдущем пункте. Например, по моему личному опыту при смене компании работодателя, с учётом того что я не менял сферу деятельности, в первый год из работы выпадали до 70% только ключевых и постоянных клиентов, а про разовых заказчиков из моей личной клиентской базы вообще приходилось забыть на неопределенное время.
А еще, готовьтесь платить деньги за обучение или Вам придется учиться самому. На своих ошибках. И оба варианта - дорого.
Итак, вы почти готовы к принятию решения по открытию собственного бизнеса. Мы все посчитали. Нам все нравится. Запах денег манит нас и сводит с ума. Мы уже без пяти минут богачи, но...
Как вы планируете вести учёт? Налоговая и другие "пожиратели честно заработанных" тоже не дремлют.
Хорошо если вы один в компании или с супругой, или с партнёром вдвоем, а если у вас наемные работники? Как рассчитывать зарплату планируете? Кстати, с нее ещё налоги платить надо! Причем, чем больше "белый" оклад тем больше отчисления. В "черную" будете платить? А наличные где брать будете? Наличные тоже имеют свою "стоимость"!
Ладно. Допустим решили с учётом. Найдем бухгалтера недорого, на крайний случай сами выучим налоговое законодательство... Ну, ну...
Как оказалось Вы сами все не будете успевать делать, а лучше : я директор! Пусть за меня работают! Короче, нужны рабочие руки или головы.
И вот первый сюрприз!
Работники не хотят работать за оклад средний по рынку труда! Они тоже хотят зарабатывать!
И появляется дилемма:
- набрать дешёвую рабочую силу, которую надо ещё и "пинать" чтобы "шоу продолжалось", а также следить чтобы не "растащили" ничего,
- увеличить минимум в полтора раза зарплатный фонд и следом налоговые отчисления, но это по прежнему не решит проблему,
- набрать средних работников в пределах зарплатного фонда (к этому надо приложить отдельные усилия, время и деньги), и как то организовать контроль за работой.
Далее выясняется, что для быстрого роста необходима реклама и маркетинговые мероприятия, так как пока вы дождетесь результата по "сарафанному радио" Ваш бизнес может просто умереть. И тут, в свою очередь, становится ясно, что или реклама стоит неподьемно дорого и приносит довольно противоречивый результат, или Вам придется вникать в работоспособность рекламы и ее результативность, а так же участвовать в процессе подготовки рекламной компании. Зачем? Производители рекламы тоже люди и они тоже пытаются зарабатывать, и у них тоже есть работники, которым глубоко плевать на успех затеянной рекламной компании. А ещё они не в курсе чем вы занимаетесь и чем вы отличаетесть от конкурентов...
Решили, что нафиг рекламщиков и вы сделаете свой сайт или страничку в ВК или "инсте", которые будут рекламировать вас и ваш продукт? Добро пожаловать на ферму где вас будут доить! А если вы вообще не хотите "въезжать" в то как это работает, то доить вас будут все, по крупному и по принципу: больше доишь, больше молока.
И кстати, беря во внимание выше перечисленную часть проблем, вам понадобится ещё один крайне важный ресурс - время.
При чем тут время? Все просто.
Если вы не занимаетесь бизнесом, он умирает или убыточен. Если вы занимаетесь бизнесом, вам постоянно не хватает времени!
Ну что? Вы ещё не передумали открывать собственное "дело"? Добро пожаловать на дорогу в Лас-Вегас или в ад! Забудьте о спокойствии и приготовьтесь ничему не удивляться.
Я расскажу как глубока нора и все ли смогут в нее пролезть ...