Казалось бы, глупый вопрос. Всем известно, что «Москва слезам не верит» - история Катерины Тихомировой, главной советской Золушки. Она начала свой путь простым слесарем-наладчиком на ткацкой фабрике и в итоге стала директором комбината.
Чтобы оттенить героиню, к ней добавлены две подруги. Одна простая скромница, другая в качестве отрицательного персонажа. Того, кто обязан был показать несостоятельность жизненной позиции охотницы за успешным мужем. Такие в итоге должны оставаться у разбитого корыта и осознавать, как горько заблуждались в своем легкомыслии.
Тоня в исполнении Раисы Рязановой получилась очень живой и достоверной, эта роль пришлась актрисе как влитая и надолго определила ее дальнейшую актерскую судьбу.
А вот третья сестра…
Сколько бы мнений о фильме ни приходилось слышать, от резко отрицательных до восторженных, все сходились в одном. Люся Ирины Муравьевой – самое яркое и запоминающееся, что есть в нем. Тут мнения разных зрителей совпадали полностью. Это персонаж, который не только оживляет фильм, но близок и понятен большинству. Все самые выразительные и знаковые сцены фильма обязательно с ее участием.
Эта роль словно лакмусовая бумажка проявила все узнаваемые детали своего времени и стала символом женщин, которые не нашли счастья. А таких разочарованных было много. Героиня Ирины Муравьевой словно заступилась за них, изменила их самоощущение и дала какую-то надежду.
И даже если все было сделано режиссером не сознательно, а интуитивно, это в еще большей степени характеризует талант Владимира Меньшова, который на таком материале, как сценарий «Дважды солгавшая» смог создать многослойный фильм, полный жизненных парадоксов.
Ирина Муравьева говорила, что героиня никогда ей не нравилась. Она для нее была олицетворением всех качеств, которые она терпеть не могла в людях – бесцеремонность, хамство, высокомерие и эгоизм. Возможно, именно потому она смогла сыграть ее столь блистательно, перетянув львиную долю внимания в фильме на себя. Из нее получилась Скарлетт О’Хара советской эпохи, которую сама автор тоже не жаловала и называла «проституткой». Но как героиня романа «Унесенные ветром», несмотря на свои недостатки, плохое поведение и не приличествующие леди мысли вызывала у читателей симпатию и сопереживание ее судьбе за отвагу и стойкость, так и героиня Ирины Муравьевой отзывалась в сердцах зрителей острее и затрагивала какие-то глубинные струны души.
Наверное, эту роль можно считать лучшей в арсенале прекрасной актрисы. Она смогла наполнить свою Люсю такой силой и показать массу противоречивых качеств, уживающихся в женщине, что подняла ее на уровень символа. Такие роли не часто перепадают актерам, и еще реже случается, что мастерство актрисы и ее психофизика так удачно ложатся на образ. Представить Люсей кого-то еще теперь совершенно невозможно. Немыслимо. А ведь сам режиссер больше в этой роли видел Анастасию Вертинскую.
Сейчас, когда зритель насмотрен и образован, он знает о героях всё. И если рассмотреть трех подруг - главных участниц «Москвы», можно заметить, что Людмила может претендовать на роль героини. Она креативна, находчива и предприимчива. У нее много разнообразных качеств, и жизнь ее полна зигзагов, падений и взлетов. Наблюдать за ней не скучно. Она умеет обращаться с мужчинами, не впадает в уныние даже в трудные периоды, сохраняет чувство юмора. И она всегда действует. Мы видим, как она выкручивается из щекотливых ситуаций, что придумывает для знакомства с нужной категорией мужчин, как ведет себя в отношениях, как переживает неудачи. И ее награда в итоге не выглядит свалившейся непонятно за что и откуда. Это явно результат ее самобытных усилий. И то, что все может пойти прахом, не делает ее озлобившейся неудачницей. Наоборот, она полна сил и решимости снова бороться за счастье, каким она себе его представляет. Как и со Скарлетт, верится, что ей удастся добиться всего.
И какая разница, кто в этом фильме главный.