Найти тему
Murzilkin's Space

Заменит ли Boeing - "Союз": первая успешная посадка

Сегодня, 22.12.2019, совершил успешную посадку американский беспилотный космический модуль от Boeing, разработанный по заказу NASA. Не всё прошло успешно, но давайте разбираться, что это за "зверь" и чем обернётся его скорое полноценное появление в рядах космического транспорта.

Первый этап работ по программе создания новой капсулы был начат NASA в 2010 году, за год до полёта последнего шаттла. Тогда корпорация Boeing получила первый финансовый платеж на разработки. Корабль получил имя: Boeing CST-100 Starliner (Crew Space Transportation – пилотируемый космический транспорт, а цифра 100 обозначает 100 км по границе космоса – линии Кармана).

Главная цель создания нового корабля – транспортировка астронавтов на МКС (и её аналоги), а также в будущем на частные орбитальные космические станции. Капсула корабля более крупная по размерам и способна вмещать до 7 членов экипажа. Это против текущих трёх мест на корабле "Союз".

На орбите корабль Starliner сможет провести до 7 месяцев (210 суток), такой же сейчас период работы у корабля "Союз" (200 суток). Причём если в полётном состоянии "Союз" рассчитан на трое суток, то Starliner создаётся для шести.

Капсула CST-100 Starliner (фото с сайта https://www.cnet.com/)
Капсула CST-100 Starliner (фото с сайта https://www.cnet.com/)

На Starliner возлагались большие надежды, тем более после закрытия программы полётов шаттлов. Уже с 2013 года строились планы о пилотируемых тестах. Однако вплоть до 2016 года ничего не произошло, и корабль по-прежнему дорабатывался и тестировался, всё дальше и дальше съезжая по плану-графику выпуска.

NASA регулярно проводило проверки по соблюдению графика работ на корпорации Boeing. Однако девиз "safety first" (безопасность важнее) заставлял NASA примиряться со всё новыми доработками и отсрочками.

Вскоре, однако, был запланирован тестовый беспилотный полёт: на весну 2019 года, который не состоялся. В итоге несколько лет подряд NASA закупало у России места астронавтам для доставки их на МКС силами кораблей "Союз".

Корабль "Союз" (фото с сайта https://www.roscosmos.ru/)
Корабль "Союз" (фото с сайта https://www.roscosmos.ru/)

Последний оплаченный полёт астронавтов в составе "Союза-МС" намечен на март 2020 года. После этой даты американцы пока не высказались однозначно, будут ли ещё рассчитывать на "Союз".

Дело в том, что на весну 2020 года уже запланирован тестовый пилотируемый запуск Starliner CST-100. И если он будет успешный, то во второй половине 2020 года США отправят на МКС астронавтов собственными силами, точнее силами Boeing.

Экипажи первых кораблей Starliner CST-100, август 2018: Сунита Уильямс, Джош Кассада, Эрик Бойе, Николь Манн, Кристофер Фергюсон (фото NASA/JSC/Robert Markowitz)
Экипажи первых кораблей Starliner CST-100, август 2018: Сунита Уильямс, Джош Кассада, Эрик Бойе, Николь Манн, Кристофер Фергюсон (фото NASA/JSC/Robert Markowitz)

И вот сегодня, 22 декабря 2019, NASA и Boeing дождались успешной посадки своего первого беспилотного корабля. Не всё прошло однозначно успешно. Не удалась запланированная стыковка с МКС. Корабль по не ясным пока причинам не получил команду на повышение орбиты, из-за чего задача по стыковке была отменена.

На странице Инстаграма астронавта Джессики Мейер, которая сейчас работает на МКС, было выложено видео, как она открывает люк для будущей стыковки аппарата Starliner CST-100. Увы, корабля и груза астронавты не дождались.

Однако несмотря на неудачу в стыковке с МКС, корабль успешно приземлился в пустыне Нью-Мексико. По интервью NASA миссия успешно отработала свои, помимо стыковки, цели. Так что есть все основания полагать, что тестовый пилотный запуск в 2020 году состоится.

А сегодня мы могли наблюдать в режиме прямой трансляции, как совершал посадку будущий конкурент королёвского корабля "Союз".

Приземление аппарата Starliner CST-100 на воздушные подушки (фото с сайта https://www.nasa.gov/)
Приземление аппарата Starliner CST-100 на воздушные подушки (фото с сайта https://www.nasa.gov/)

Стоит отметить, что это было первое приземление, а не приводнение для капсулы американского аппарата. Ранее в истории все капсулы (программы "Меркурий", "Джемини", "Аполлон") садились лишь на воду.

У капсулы CST-100 Starliner 22/12/2019 (фото с трансляции Boeing Starliner Orbital Flight Test Landing)
У капсулы CST-100 Starliner 22/12/2019 (фото с трансляции Boeing Starliner Orbital Flight Test Landing)

Репортаж с места посадки показал удачно приземлившийся корабль с уцелевшим грузом и тестовым манекеном "Роузи" внутри.

После обследования корабля и его вскрытия к осмотру капсулы присоединились астронавты будущих пилотируемых миссий Starliner CST-100. В том числе имевшая за плечами опыт двух полётов на МКС и совершившая 7 выходов в открытый космос, 54-летняя Сунита Уильямс.

Репортер и астронавт Сунита Уильямс на фоне приземлившейся капсулы корабля Starliner CST-100
Репортер и астронавт Сунита Уильямс на фоне приземлившейся капсулы корабля Starliner CST-100

Так 22 декабря 2019 года NASA заложило основу для космических успехов в новом десятилетии. А корпорация Boeing может рассчитывать на улучшение своего имиджа, не глядя на нерешенные проблемы с авиалайнером Boeing 737 MAX. Обоюдный успех.

Роскосмосу в этих условиях остаётся лишь наблюдать за ситуацией и реагировать исходя из действий конкурентов.

Читайте далее:

10 изобретений NASA, которые пришли в обычную жизнь
Как астронавтов готовят к самому худшему
-8

***

Ставьте лайк, если узнали новое для себя.

Подписывайтесь и делитесь публикациями: будет интересно!