Найти тему

ВО СНЕ И НАЯВУ

С.С. СОБЯНИН
С.С. СОБЯНИН

1. ВО СНЕ

Недавно во сне пообщался с Мэром Москвы Сергеем Собяниным, с которым действительно когда-то был знаком. До сих пор из фигур такого калибра чаще мне снился Б.Н. Ельцин, который, опять же, действительно когда-то был моим партийным начальником. В отличие от него, сюжет сновидения с участием Собянина оказался, на редкость, ясным и очень привязанным к реальной ситуации. Это была встреча двух хорошо действительно знакомых в прошлом коллег, один из которых сегодня занимает высокий государственный пост, а другой – на пенсии, воспитывает сына–инвалида. Во сне мне показалось, что Собянин искренне обрадовался нашей встрече, хотя почти сразу стал торопливо прощаться, извинившись и демонстрируя при этом свою чрезвычайную занятость важными делами. Я же, видимо, от неожиданности встречи, никак не мог сообразить, о чем нужно попросить мэра, при этом понимая, что такой случай даже во сне мне вряд ли еще раз представится… Далее мы оба поступили именно так, как поступили бы реально, наяву: я попросил у Собянина телефон для связи в случае острой необходимости, он тут же адресовал мою личную просьбу своему помощнику, стоявшему рядом… Видимо, от наступившего разочарования я и проснулся.

…Сегодня у чиновников самого разного уровня вошло в моду создание в различных сетях личных блогов. При этом чаще всего слово личный откровенно связывается с оригинальной занимаемой должностью самого блогера, ее административным ресурсом. От этого, на мой взгляд, публикуемые посты выглядят как откровенные самоотчеты, часто профессионально выполненные аппаратными чиновниками и оттого обезличенные, с включением в разряд личных, т.е. собственных, достижений многих людей и даже целых коллективов. Мне представляется, что в наполнении определения личный главный публичный интерес представляет фигура самого блогера, его непосредственное авторство в размещаемой публикации, собственные оценки и суждения, личный практический опыт и открытость к диалогу. В противном случае придется жить сегодняшними реалиями и не надеяться на правдивость многообещающих сказочных сновидений.

2. НАЯВУ

-2

«Это Виктор Николаевич ?»,- спросили меня, когда я, разбуженный ранним звонком по мобильному телефону, поторопился подойти к столу, где он лежал. «Кто это ?», - вопросом на вопрос ответил я. «Это Татьяна из…(откуда – не помню). Мы проводим социологический опрос»…

Помните артиста – героя рассказа М. Жванецкого про Бабу – Ягу ?, его реакцию на просьбу какой-то благодушной бабушки поговорить от имени сказочного персонажа с ее малолетнм внуком, который не слушался и не хотел спать? Вспомнили? Теперь умножьте негодование артиста в разы, и тогда Вы сможете представить мою реакцию, когда мне утром позвонили и предложили поучаствовать в социологическом интервью.

Современный мир в своих реальных и виртуальных проявлениях стремительно и беспардонно вторгается в нашу личную жизнь, превращая ее в прозрачный аквариум для всеобщего обозрения. Присылаемые на мобильники многочисленные спамы и всяческие предложения буквально трамбуют нас своей агрессивной настойчивостью, обращаясь к нам исключительно как к потенциальным потребителям своей продукции. Когда это все только начиналось, я по понятным причинам наивно интересовался: «Откуда незнакомым людям известен мой личный телефон ?». И только по откровенным ухмылкам и длинным паузам звонивших стал догадываться о явно незаконном вторжении в мою частную жизнь.

Очень показателен один эпизод, который произошел со мной вскоре после принятия Закона о персональных данных. Он выглядел просто потрясающим. Я ехал на автомобиле и остановился у светофора на Котельнической набережной, когда ко мне подошел молодой парень и, совершенно ничего не утаивая и при этом не стесняясь, предложил за 300 рублей CD с базой данных ГИБДД обо всех зарегистрированных автомобилях и их владельцах, вплоть до домашнего адреса...

Тут, собственно, и комментарий-то не нужен. Такая порочная практика дальше только совершенствуется. Упомянутый мною закон ведь никто не отменял. Почему же тогда сегодня в банке, налоговой инспекции, поликлинике, школе, МФЦ, крупном супермаркете и других местах Вам предлагают расписаться о своем согласии в использовании Ваших персональных данных? К тому же, очень часто по различным косвенным признакам можно определить, что эти персональные персональные данные без Вашего ведома оказались известными широкому кругу всевозможных консультантов, менеджеров, продавцов…

Сегодня все тревожнее раздаются сообщения о различных кибератаках, их потенциальных возможностях превратиться в настоящие межгосударственные войны, о необходимости киберзащиты всевозможных баз данных и т.д. Может быть, о нас, смертных, тоже кто-то подумает?...

Виктор Гаранин