В теории, любой развивающийся профессионал дорожает каждый год. Но это в теории. На самом деле это зависит не от времени, а от набора других факторов, и в каждой отрасли они свои.
Что должно намекнуть тарологу на то, что с недавних пор он стоит несколько дороже, чем раньше?
1. Количество ваших клиентов значительно выросло, а ваши рабочие часы остались теми же.
Вы просто не успеваете справляться с объёмом, став востребованнее, чем раньше. Рыночные законы подсказывают, что в такой ситуации более высокая цена может (и имеет право) отрегулировать эту проблему.
Этот критерий может дать сбои разве что при переходе с "нуля" (бесплатной работы) на "хоть что-то". Но только для тех, кому ещё стоит поработать над качеством и полезностью своих раскладов.
2. Вы стали делать нечто принципиально иное.
Допустим, раньше вы делали расклады уровня "да-нет" и отписывались о результате в три строчки. И это стоило икс. Со временем вы пришли к полноценным раскладам, которые в письменной форме занимают три листа А4, а в устной - минимум полтора часа. Это не может стоить икс. И вполне имеет право стоить, к примеру, 10*икс. Потому что работы там больше даже не в десять раз.
3. Вы стабильно ощущаете свою растущую крутость и профессионализм.
Сами видите, что ваш уровень за последние n месяцев поднялся вверх и так там и остаётся (а то и продолжает расти). Казалось бы, как можно доверять себе в таких вопросах? На самом же деле, абсолютное большинство людей - сами себе жесточайшие критики, и уж даже если признают за собой рост уровня - значит, с их профессионализмом и правда случилось что-то выдающееся. Теперь это точно стоит больше.
4. Вам - так же стабильно - некомфортно и неприятно работать за ту сумму, которую вы раньше сами же себе установили.
То, что вы когда-то принимали с радостью и гордостью, теперь кажется крохами. Опять же, внутреннее "я стою больше!", как ни странно, и правда обычно объективно. А даже если нет - сами подумайте, хотели бы вы на месте кверента получать работу, сделанную мастером с чувством неудовлетворенности, как одолжение? Значит, в любом случае нужно что-то менять.
5. Кверенты сами начали платить вам больше денег.
Такое бывает, и особенно часто это стимулирует переход с нуля на что-то. Допустим, вы делаете бесплатные расклады, и тут всё больше клиентов всё равно, несмотря ни на что, стремятся "отблагодарить" вас деньгами. Другой пример: вы работаете за донейшн (свободная оплата, "кто сколько сможет"), и вдруг вместо преимущественных полтинников вам стали падать на счёт тысячи. Повод задуматься о том, сколько действительно стоят ваши услуги.
6. Вы решили сменить целевую аудиторию.
И в неё, например, попадают только состоятельные (или очень активно желающие вложиться в своё развитие) люди. При такой бизнес-модели расклад просто не может стоить сто рублей.
Этот критерий работает только в сочетании с профессионализмом и соответствием выбранной аудитории: если ваши расклады не помогают и бесполезны, или же ваш стиль явно противоречит ценностям выбранной группы людей - клиентов может просто не стать.
7. Вы хотите фильтровать количество клиентов.
Это почти как первый пункт, но там вы вынуждены фильтровать (возросшая востребованность), а здесь ничего такого не происходит, но вы сами решаете тратить на Таро меньше времени, оставляя его для чего-то ещё. В таких случаях лучше начать самому отбирать клиентов (работать только с самыми интересными случаями). Но для тех, кого вводит в ступор необходимость отказывать людям, и кто в итоге снова оказывается, несмотря на свои намерения расчистить график, погребён под горой заказов, - для них будет выходом поднять цену, чтобы она фильтровала людей по принципу "насколько им нужны именно вы".