На пресс-конференции в четверг Владимир Путин назвал виновных в разрушении Ливии, и рассказал о том, что предпринимает Москва для прекращения войны в этой стране. Ключевой партнер в данном случае – Турция, которая активно «заходит» в Ливию, и чьи интересы в Ливии не во всем совпадают с российскими. Могут ли Москва и Анкара заключить сделку, которая поможет сбавить накал гражданской войны?
На большой пресс-конференции в четверг Владимир Путин, в числе прочего, рассказал о том, как Россия видит урегулирование в Ливии. «Нам известно, что с обеими конфликтующими сторонами разные страны поддерживают отношения. И уровень этих отношений различный», – заметил российский лидер. Путин указал, что Россия находится в контакте и с главной Правительства национального согласия Ливии (ПНС) Фаизом Сараджем, так и с маршалом Халифой Хафтаром, командующим Ливийской национальной армией (ЛНА). Таким образом, и Москва контактирует с обеими сторонами ливийского противостояния.
Путин, отвечая на вопрос о положении в Ливии, заметил: хорошо известны те, кто довел страну до катастрофического состояния. «Россия была против использования в Ливии вооруженных сил, – указал президент России. – И резолюция Совета Безопасности, которая была принята по этому поводу, она запрещала бывшему руководителю Ливии, Каддафи, применять свою авиацию в отношении оппозиционных сил, вооруженных, кстати говоря». Вместо этого, напомнил Путин, «западная коалиция начала применять авиацию против Ливии, грубо извратив резолюцию Совета Безопасности ООН». «Все это привело к тому, что ранее практически процветавшая страна – уровень жизни в этой стране уже приближался к некоторым европейским стандартам – теперь находится в хаосе, в полном развале и гражданская война не прекращается. Кто прав, кто виноват – сейчас очень трудно определить», – подытожил Путин.
Российский лидер отметил: с целью урегулирования ситуации, «мы постоянно ведем диалог с нашими партнерами, в том числе в Турции, Европе и других странах». «Мы понимаем, что это очень острый вопрос», – добавил президент России. По его словам, самым правильным было бы найти такое решение между конфликтующими сторонами, «которое позволило бы прекратить боевые действия и договориться о том, кто, как и в рамках каких полномочий будет управлять страной. «Об этом мы будем совершенно точно говорить с нашими партнерами в Европе», – подчеркнул Путин. Он добавил, что только что обсуждал положение в Ливии по телефону с Ангелой Меркель и Эмманюэлем Макроном. Та же тема обсуждалась и с Тайипом Эрдоганом, отметил российский лидер.
Отметим, что накануне президент Турции сообщил: Анкара в ближайшее время отправит в Москву делегацию для обсуждения ситуации в Ливии – в частности, возможности отправки туда турецких войск. Так Эрдоган, ответил на вопрос, обсуждалась ли эта тема в недавнем телефонном разговоре с российским коллегой. По словам Эрдогана, делегацию в Москве составят высокопоставленные чиновники: замглавы МИД и минобороны, представители разведки и другие военные.
Турция не впервые обещает направить свои войска для поддержки Фаиза Сараджа, возглавляющего Правительство национального согласия (ПНС) Ливии. Его противником, как уже говорилось выше, был и остается маршал Хафтар, который, по мнению Эрдогана, «не является законной силой». При этом ранее Турция уже направила спецназ для охраны министров Сараджа и была замечена в поставках вооружений ливийскому правительству, хотя формально поставлять оружие в Ливию запрещено Совбезом ООН.