В дореволюционной России девушек, у которых не было приданого, нередко выдавали замуж по расчету – за мужчин состоятельных, но уже немолодых.
В выигрыше оказывались все: и родственники выгодно просватанной невесты, и новоявленный жених. Все, кроме...самой девушки.
На картине Василия Пукирева мы видим обряд венчания.
В церкви собрались родственники и друзья вступающих в брак...
Мужчины, пришедшие со стороны жениха, с интересом наблюдают за тем, как священник одевает на палец невесте обручальное кольцо.
Единственная женщина в церкви, уже старуха, искоса взглядывает на жениха.
Тот, в свою очередь, смотрит лишь на невесту.
Последняя же слишком смущена, чтобы видеть что-либо вообще.
Смущена и удручена...
Невеста подает священнику руку, но не смотрит на него...
Она в отчаянии. Его выдают и потухший взгляд, и лицо – печальное и даже скорбное...
Зато как красив её свадебный наряд! Как великолепна прическа!..
Белоснежное платье с узкой талией и пышной юбкой открывает покатые девичьи плечи; многоярусные кружева украшают лиф и рукава платья...
Под белоснежной фатой мы видим золотистые кудри и нежное личико.
И над всем этим великолепием царит венок, сплетенный из нераскрывшихся цветов флердоранжа...
Сколько бы радости доставило это платье невесте, будь жених милым её сердцу человеком!
Увы, это совсем не так.
Старик, стоящий подле своей юной невесты, отнюдь не мил. Напротив, в лице его застыло выражение скрытой насмешки.
И как тут не усмехнуться, если у тебя в руках вдруг оказывается такая голубка?..
Позади невесты стоит её шафер. Он единственный на этой картине, кто подходит ей по возрасту.
На лице его застыло не просто недовольство – непримиримость... Впрочем, он все равно не может ничем помочь.
Все в церкви совершается по закону и с согласия заинтересованных сторон.
Лишь скрещенные на груди руки выдают в молодом человеке его несогласие с происходящим здесь.
В лице шафера многие замечают сходство с самим художником, Василием Пукиревым.
Владимир Гиляровский, автор книги "Москва и москвичи", рассказывает о некоем С. И. Грибкове, содержащем живописную мастерскую, куда к нему, среди прочих, захаживал и Пукирев.
Как друг художника, "он знал историю картины "Неравный брак" и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник – живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой"
В 1860, за два года до написания картины, Святейший Синод издал указ, по которому священники должны были объяснять тем, кто вступал в брак, имея существенную разницу в возрасте, все неудобства подобного союза.
Впрочем, запретить венчание было не в их власти.
Если убедить брачующихся не удавалось (а так зачастую и бывало), брак оказывался – увы! – заключенным...
Картина "Неравный брак" принесла Пукиреву звание профессора.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Василий Поленов. Москва дворянская, Москва старинная
Виктор Васнецов. Скука за карточным столом