Когда какое-либо общество, народ или страну внезапно постигает кара с Неба, большинство вспоминает Бога.
Казалось бы, есть большая несправедливость в том, что добрые наказываются вместе со злыми когда Богу бывает угодно поразить временными казнями развращенные нравы, ведь в земной жизни добрые стараются исполнять заповеди Божии и не уподобляться общим злым нравам. Однако, внимательно читая святоотеческие труды, становится ясно, что весь cмысл:
- как именно кто переносит эти самые бедствия, cтрадания и несчастья.
Вот что пишет один из величайших отцов Церкви блаженный Августин епископ Иппонийский (354-430 гг.):
"Подвергаются наказаниям вместе не потому, что совместно вели дурную жизнь, а потому, что совместно (хотя и неравномерно, но, однако же, совместно) любили жизнь временную, -
-которую добрые должны были бы презирать, чтобы дурные, будучи обличены и исправлены, наследовали жизнь вечную (а если бы не захотели быть в наследовании ее союзниками, пусть бы были терпимы и любимы как враги: ибо пока живут всегда остается надежда, что они изменят свою волю к лучшему).
В этом деле они несут не одинаковую, а гораздо большую ответственность, чем те, которым сказано через пророка: «Сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража» (Иезек. 33, 6). Для того и установлены стражи народов, т. е. предстоятели в церквях, чтобы они не щадили своими обличениями грехов.
Но при этом не чужд вины подобного рода и тот, кто, хотя он и не предстоятель, но в тех лицах, с которыми связан необходимыми условиями этой жизни, видит многое, заслуживающее предостережения и укора, но оставляет это без внимания, избегая ненависти ради того, чем в этой жизни пользуется, как должным, но услаждается более, чем должно.
Затем, есть и иная причина, по которой добрые подвергаются временным бедствиям, – такая, какая имела место в отношении Иова: чтобы душа человеческая испытывала саму себя и, наконец, осознала, насколько она, в силу одного только благочестия, безкорыстно любит Бога".
"Те же, которые над испытаниями христиан смеются, и когда случается, что кто-либо из них подвергается каким-нибудь временным несчастьям, говорят такому: «Где Бог твой?» (Пс. 41:11), те пусть скажут сами, где их боги, когда они претерпевают такие же несчастья, ради избежания которых этих богов и почитают, или утверждают, что ради этого их следует почитать.
Первые ответят: «Наш Бог присутствует везде и всюду неделимо и нигде и ни в чем не заключен; Он может тайно присутствовать и отсутствовать, не удалившись; когда Он подвергает нас несчастьям, то или заслуги испытывает, или грехи очищает, и при этом готовит заранее нам вечную награду за благочестиво перенесенные нами временные несчастья.
А вы кто такие, чтобы с вами стоило говорить о ваших богах, а тем более о нашем Боге, который «страшен паче всех богов. Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:4–5)".
Блаженный Аврелий Августин, О граде Божьем.
Итак, добрые благодарят за всё Бога и за сами бедствия, злые же хулят, кроют грязной матершинной бранью всех и вся даже ради мелких неудач, чем навлекают на себя еще большие проклятия. В этом и разница.
Одни получают мученический венец и наследуют вечную жизнь, если до конца с благодарностью претерпевают все невзгоды; злые же, если не раскаиваются - наследуют вечное мучение - от чего всех наших благодарных читателей да избавит милосердный Господь, Емуже и слава во веки.
Другие статьи по теме: