Найти в Дзене

Человек «тусни» – Федор Бондарчук

В сочинении на вступительных экзаменах в МГИМО он сделал 37 ошибок. Наверное, за всю историю «школы дипломатов» ни один абитуриент так не отличился. Тогда папа отвел свое чадо за ручку во ВГИК.

Он родился в мае 1967 года. Маму и папу знал без преувеличения весь мир. Она – Ирина Скобцева, актриса, чьей красотой и талантом восхищалась Венеция и Канны. Он – Сергей Бондарчук – лауреат трех Сталинских премий, автор потрясающей киноверсии «Войны и мира», мастер многих режиссерских курсов. Как и положено «звездному мальчику», Федя ходил в спецшколу, курил отцовское «Мальборо». И дружил не абы с кем, а со Степой, сыном Никиты Михалкова и Анастасии Вертинской.

Успехи в учебе были скромными, пришлось отправиться защищать Отечество. Гражданский долг Федор Сергеевич отдавал в «блатном кавалерийском полку». Его создали специально для батальных сцен «Войны и мира». Когда съемки закончились, часть благоразумно не расформировали. Мало ли чьим сыновьям еще придется служить. После армии надо было снова выбирать поприще. Мама очень хотела увидеть отпрыска послом. Но все пошло по другому сценарию…

-2

В институте кинематографии Федору понравилось. Показывали кино, и вокруг были все свои: Егор Кончаловский, Миша Мукасей, Рената Литвинова. Тусовались от души. Мастер курса Ю. Озеров, автор «Освобождения», постигал искусство снимать батальные сцены у Сергея Бондарчука. К сыну своего учителя он не мог относиться плохо. Когда Федор окончил ВГИК, ставить большие фильмы ему не доверили, а работать хотелось. И юноша загорелся идеей делать рекламные клипы. Суммы для полуминутного ролика нужны не заоблачные, экспериментировать можно как угодно. Федор Сергеевич не пропускал ни одного случая поймать пробегающий мимо рубль, без устали «клепал клипы». Вне зависимости от результата «крутануть на ТВ» произведение самого Бондарчука стало престижным.

Времена менялись. Понемногу стали снимать и полнометражное кино. Тут вспомнили, что Федор – сын гениального артиста, что папа снял его в «Борисе Годунове», когда он еще в школу бегал. Бондарчук-юниор оказался на съемочной площадке. Перед камерой, а не за ней, как полагалось по диплому. На экране он мог предстать прожигателем жизни, человеком «тусни», т.е. почти самим собой, как в фильме «В движении». Или суровым офицером какого-либо спецназа, как в сериалах. Или «князем Мышкиным навыворот» – в «Даун-хаусе». Отец одарил наследника бесспорным талантом, и Федор Сергеевич раз за разом доказывал, что может сыграть все.

Федя решил: пора доказывать, что ты и в режиссуре первый среди равных. И снял «9-ю роту». В зрительном зале рыдали девчонки. Президент Путин растерянно глядел в телекамеру, явно не зная, что сказать о достоинствах фильма. Благо, кто-то заметил кроссовки «Адидас» на солдате и обсуждение свернуло в другую колею: откуда у простого парня в Афгане – «Адидас»? А, между прочим, ошибка знаковая: в тусовке Федора Сергеевича все так ходят.

-3

Как-то неловко стало замечать, что сценарий написан так, словно законы драматургии отменили вместе с Советской властью. Что характеры еле-еле намечены и не развиваются вовсе, что «жизнь человеческого духа» заменяет живописная гибель военной техники. В общем, кино вполне любительское. А заставить девиц зарыдать, когда на экране убивают красивых парней и среди прочих самого Тимоти, не так уж сложно.

Однажды, говоря о своем детище, Федор Сергеевич произнес: «Да, в реальной истории девятую роту не забыли. Забыли все поколение. Меня – в том числе. Неважно, что я Бондарчук… Мы существовали, мы выживали в этой стране семьдесят лет.»

Суровое лицо «всеми забытого» смотрело с рекламных баннеров чуть ли не на каждой улице городов России. Он преподавал в Госуниверситете Управления. В 2003 году стал лауреатом национальной премии "ТЭФИ-2003".

После «Роты» Федор Сергеевич снял «Сталинград», который язвительный критик назвал великим сражением за девицу, «Обитаемый остров» по роману Стругацких – боевик под Бекмамбетова. В «Притяжении» Контакт с другой цивилизацией сведен к тому, что залетному инопланетянину набила морду районная шпана: не хрена к нашим девкам из соседних галактик летать.

-4

Сегодня Федор Бондарчук – один из мэтров нашего кино.