Есть фильмы хорошие, а есть плохие. Есть фильмы честные, а есть фестивальные. Есть фестивальные фильмы хорошие, а есть плохие. И что более странно, ведь фильм не виноват в этом. Он вынужден подчиняться всему, что захочет автор. Один не щадит бумагу, а другой съёмочную группу.
Что касается Кантемира Балагова, на которого только ленивый не повесил ярлык – “ученик Сокурова”, то это безусловно талантливый парень. В свои 27 лет он уже покорил Канны и есть все основания полагать, что не за горами тот момент, когда он затмит своего учителя.
Но авторское кино дело тонкое, а как известно, где тонко там и рвётся. Главное не сшить белыми нитками.
Мы постоянно ругаем премию “Оскар”. И видит бог, есть за что. Но с другой стороны, что мы можем ей предъявить ?! Крупнейший фестиваль внутри одной страны, у которой главные проблемы - это ЛГБТ и негры. Не хочешь - не смотри.
У нас же есть нетронутый островок в Каннах, где снимают свободное кино со всех концов света. И пусть это не мейнстрим, зато честное, сложное, твое. Но видимо это давно устаревший лозунг, затерявшийся под слоем пыли, на который ещё поставили шкаф с номерным радужным флагом, исписанным проблемами всего мира.
Мне не понравился первый фильм Балагова – “Теснота”. Его можно описать тремя словами - Скучно. Серо. Валерия Гай Германика. Но фильм рассказывает о реальных событиях во времена чеченского конфликта, а значит этот минимум особый взгляд на Каннском фестивале. И если поднять руки к небу и спросить – “За что ?!” Ответа вы не услышите. Ведь это риторический вопрос. Это всё равно, что спросить – “А почему “Нелюбовь” Звягинцева отобрали на Оскар?!”. Неужто американские киноакадемики поняли весь тот ужас и посыл, который доносит до нас Звягинцев в последние пять минут фильма, а точнее товарищ Киселев?! Очень в этом сомневаюсь. Но я не киноакадемик, а жаль.
Мне не понравился и второй фильм Балагова – “Дылда”. Фильм построенный на сюжетной дыре и пару-тройке нелогичных поступков в априори не может нравиться. Если это только не “Чужие” и “Терминатор” Джеймса Кэмерона.
Трейлер же фильма был многообещающим. Я уже давно говорю, что трейлеры зло, а когда в трейлере ещё и 20 мужиков лают и хрюкают на ребенка, то это зло вдвойне. Но это лирика.
Видно, что Кантемир сделал огромный шаг вперед. Теперь его фильм не похож на Германику. И он не серый, а красно-зеленый. Осталось только подавить скуку и будет всё отлично. Я кстати так и не понял, обозначают эти цвета что-то или это просто для красоты. На середине фильма я прекратил этим заниматься. Ведь иногда мы ищем того, что быть не может.
Как всегда, в подобных фильмах, которые идут свыше двух часов, весь смысл закладывают в последние пять минут. У меня есть стойкое убеждение, что оставшиеся два часа и снимают ради этих пяти минут. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Но как известно, когда кажется надо крестится. А что делать если ты атеист ?!
Фильм рассказывает историю любви двух женщин. Нет, не так. Историю о странной любви двух женщин, да ещё в советском союзе во время войны. Это конечно хорошо и сильно, но что делать с пустотой, которая находится на протяжение двух часов. Которая не решает вопросы, а лишь их задаёт. Пустота, которая становится твоим лучшим другом, в то время, как твои ожидания тихо покинули тебя. Смешно, но ты даже этому не удивлен. Всё, что у тебя есть - это бесподобная игра актёров и режиссура. О сценарии забыли. Он был, он есть, он будет. Потом. В другом фильме. А сейчас у тебя есть две каннских ветви. Согрейся ими, но к сожалению, за ними не спрятаться. И вот совершенно не заметно, тихо, но в тоже время как–то по-хозяйски, появляется одна мысль. Ты её отгоняешь раз за разом, но она настырно стучит в твой мозг. Наконец ты сдаёшься, и она тихо, но очень четко говорит - А король-то голый.
Думаю, что теперь каждый фильм Балагова (в независимости от качества) будет попадать в Канны. Канны они такие.
Я завидую Кантемиру белой завистью. Правда. Меня такие люди вдохновляют. Но есть фильмы хорошие, а есть плохие. Есть фильмы честные, а есть фестивальные. Есть фестивальные фильмы хорошие, а есть плохие. Фильм не виноват в этом. Особенно если так видит автор.