Знаете ли вы картину под название «Щегол»? А автора этой картины помните? Вообще как часто мы ходим в музей? Герои одноименной книги Д.Тарт знают и, благодаря им, узнали все поклонники таланта писательницы. Пронзительная история мальчика, потерявшего единственного близкого человека во время теракта в музее, не могла не стать сюжетом для фильма.
Признаюсь, я ждала выхода этого фильма. Но чувства испытывала при этом противоречивые. С одной стороны, очень хотелось вновь встретиться с миром Теодора Декера, с другой стороны, я боялась, что не смогу вполне насладиться фильмом, потому что трудно будет «забыть» «книжный» вариант истории. И, действительно, в кинотеатре первые пол часа я не могла включиться в фильм. Первые минуты пытаешься сопоставить образы героев, которые родились в воображении при прочтении и образы, созданные актерами. Актеры, надо сказать, были подобраны звездные и даже, какая-то неловкость у меня возникала от мысли, что такой знаменитый актер играет всего лишь второстепенную роль…
После всех этих треволнений наконец-то фильм захватил меня. Если бы я не читала книгу, вероятно, это случилось бы сразу, потому что зрителю сразу «подают» загадку: что-то произошло. Произошло что-то плохое с маленьким мальчиком по имени Тео. Настолько плохое, что спустя много лет, став взрослым, он вновь и вновь переживает последствия тех событий.
О том, что же произошло мы узнаем не сразу. Фильм вообще, можно сказать, начинается с конца. В самом начале, и периодически в течение фильма, мы видим молодого мужчину в состоянии сильного смятения. Это главный герой – Теодор Декер. Ему видятся события многолетней давности, когда он был младшим школьником, огромные залы музея до и после …взрыва? Вначале непонятно, что именно произошло, и атмосфера недосказанности нагнетается и, конечно, потом мы узнаем, что был взрыв, что погибли люди и мать главного героя в том числе… Но автор ведет нас к этому постепенно.
Итак, молодой человек в грязном номере отеля пытается смыть с белой рубашки кровь. К этой сцене режиссер будет возвращать зрителя раз разом и к желанию понять, что же произошло с мальчиком много лет назад присоединяется другое желание – что произошло сейчас?
Очень скоро мы понимаем, что мальчик остался один. Он остался действительно Один. Нет никаких близких и родственников на тот момент (отец объявится позже), чтобы он хоть на минуту мог расслабиться и выпустить свои чувства наружу, мы все время видим, как он сдерживает слезы. Как будто он все еще оглушен взрывом и не понял всего масштаба беды. Пол фильма я сдерживала слезы вместе с ним, пока он наконец не разрыдался, оставшись в конце концов и без отца..
Несмотря на то, что Тео потерял самое дорогое – маму, в фильме очень мало сцен с ее участием, да и сам Тео признается как-то, что никогда во снах он не может увидеть ее лица, она всегда стоит к нему спиной. Если вы читали книгу, то знаете, что эта семья из двух человек была очень дружной, они любили друг друга, любили прогулки, музеи и город, в котором они жили. Вскоре мы узнаем, что его снедает чувство вины за смерть матери и он тянет за собой этот груз всю свою жизнь.
Но не только этот груз тяготит его. По стечению странных обстоятельств и даже, возможно таинственных, Тео, сам не понимая до конца зачем, становится похитителем ценной картины, произведения искусства с более чем трехсотлетней историей.
Страшная трагедия забирает самое ценное у Тео, а Тео, в свою очередь, совершает преступление, забрав ценное у мира.
Но жизнь преподносила ему не только беды и горести, но и самые настоящие подарки судьбы. Это люди, которые в разные периоды его жизни оказываются рядом с ним. Состоятельная семья, приютившая Тео в первые пол года после взрыва, как будто взята из романов Фицжеральда. Их дом похож на музей, его обитатели интересные и неоднозначные люди. Почти все они тепло приняли Тео и зашел разговор о том, чтобы усыновить его…
Далее, мальчик-подросток, украинско-польского происхождения, Борис, ставший близким другом Тео. Очень колоритный персонаж, как в книге, так и в фильме (взрослый, правда, больше похож на цыгана), Борис был рядом с Тео, когда он потерял возможность быть с семьей нью-йоркских аристократов и жил с отцом, занимающимся сомнительными делишками.
Еще один хороший друг Тео – это Хоби, реставратор мебели, мастер, прививший ему любовь к своему делу. Именно к нему в конце концов попадает Тео и живет в его доме. На мой взгляд сцена, когда голодный, замерзший мальчик, после многочасового переезда с юга страны, с собакой в сумке стучится в дверь мастерской – самая эмоциональная; именно здесь Тео наконец разрыдается и попросит помощи.
Помимо того, что мы, зрители и читатели немного прикоснулись к миру искусства, нам показывают еще один, не менее интересный мир, мир ремесла. Теперь я знаю, что Чиппендэйл – это не только мультфитльм о спасателях – бурундуках, а изысканная, дорогая мебель, а позже и целый интерьерный стиль. Опять же о тонкостях этого дела в книге написано гораздо больше, чем можно уместить в фильме, но и сцены в мастерской завораживают.
Завораживают многие другие сцены фильма: городок в пустыне с высоты птичьего полета; мальчики на качелях на фоне заката; сцена в ресторане, где встречаются Пиппа и Тео. Пиппа – еще один персонаж, связанный со взрывом в музее, девочка, которая так же, как и Тео осталась в живых после трагедии. У нее свои потери и боль, не дающие жить счастливой жизнью…
В конце фильма Хоби произносит фразу: «потерять что-то, что должно было быть бессмертным». Она сразу как-то отозвалась во мне и срезонировала с настроением всего фильма. Все персонажи фильма теряют что-то или кого-то. И это очень больно и не надо дополнительно способствовать этим потерям, нужно вернуть картину, говорит Хоби. Да Тэо и сам это понимает. Все несчастья и испытания должны иметь смысл, способствовать росту и мудрости человека… Плохое может быть, в конце концов, причиной хорошего.
Я прожила эту историю два раза и оба раза она захватила меня целиком, после просмотра я еще несколько дней продолжала искать ответы на возникшие и продолжавшие возникать вопросы, пыталась понять, почему этот фильм дал такое чувство облегчения? Один из возможных ответов заключается в том, что собственное одиночество легче пережить, когда ты видишь, как его переживают другие, чувствуешь родство с ними и ты… теперь уже и не так одинок.