Найти тему
Sonata

Модель счастливой семьи в фильме "Еще один год".(Another year 2010, GB)

Модель счастливой семьи в фильме "Еще один год".

(Another year 2010, GB)

Год за годом, день за днем, времена года сменяют друг друга, проходит жизнь. В фильме еще «Еще один год» перед нами разворачиваются небольшие сцены из жизни пары немолодых супругов. Как только они появляются в кадре вдвоем, зритель понимает, что они счастливы вместе и проникается к ним симпатией. Том и Джери, так зовут этих героев, но в отличие от героев одноименного мультфильма, они не заняты погоней друг за другом и не доставляют друг другу неприятностей, а скорее наоборот. Общее с мультяшными героями у них только одно – они вместе несколько десятков лет. В фильме много метафор и «Том и Джерри», - только одна из них.

Время действия фильма поделено на четыре сезона и в каждом разворачивается небольшая трагикомедия. В первые минуты фильма мы видим пациентку местной больницы, в которой работает вышеупомянутая Джерри. Пациентка жалуется на бессонницу и видно, что она сильно напряжена. Джерри работает психологом и понимает, что у пациентки депрессия. На вопрос: какое событие в Вашей жизни было самым счастливым?, - пациентка ответить не может. Она вообще ни на какой вопрос ответить не может и, видно, что еле сдерживает слезы.

Если сравнить начало (эпизод с пациенткой, у которой депрессия) и конец фильма, мы увидим две противоположные ситуации. В конце фильма мы услышим диалог – воспоминание Тома и Джерри о счастливом времени, не об одном дне или мгновении, а о многих месяцах совместной жизни.

Далее мы знакомимся с еще одной главной героиней, Мэри, которая работает секретарем в той же больнице, что и Джерри. Если Джерри около 60-ти лет, то Мэри примерно лет 50-55. Несчастная Мэри, кажется, магнитом притягивает всякие неприятности. Чего только стоит история с покупкой машины. Купив машину за 600 фунтов, она потратит 500 на ремонт, несколько сотен за девять неправильных парковок и превышение скорости и, в конце концов, продаст за 20. Но, несмотря на это, ни симпатии, ни сочувствия она не вызывает.

С Мэри мы знакомимся тогда, когда она приглашает Джерри пропустить пару бокалов в бар. Мы сразу замечаем, что она пьет гораздо больше Мэри, она одинока и постоянно жалуется. Когда Джерри уходит, в баре разыгрывается небольшая трагикомичная сцена, которая подчеркивает переживания Мэри. Она, изрядно выпив, засматривается на симпатичного мужчину в хорошем костюме, улыбается ему и, возможно, начинает надеется на знакомство. Видно, что мужчина чем-то озабочен, кидает взгляды на посетителей и, возможно, у Мэри есть шанс. Она уже недвусмысленно улыбается этому мужчине, но тут появляется красивая молодая женщина, по возрасту годящаяся мужчине в дочери, страстно его целует ( понятно – точно не дочь), и Мэри становится очень неловко и грустно. Жалость к себе переполняет ее, и не только в этой сцене, но и на протяжении всего фильма.

Потом мы встречаем Мэри в гостях у Тома и Джерри и с каждой новой встречей видно, что алкоголь все больше и больше места занимает в ее жизни, градус несчастности тоже повышается, как и потрепанность ее когда-то красивого лица. Мы узнаем, что она была в браке, но он не сложился, потом были болезненные отношения с женатым мужчиной и, в конце концов, она одна. Она пытается крепиться и говорит, что в этом есть свои плюсы, но быстро скатывается к перечислению минусов, среди которых, главное – безденежье.

Что не так с этой женщиной? Почему она так не собранна, как в быту (история с машиной), так и в отношениях? Прежде всего, как мне кажется, Мэри не видит последствий своих поступков, в ее голове столько мыслей и переживаний, что она не может сосредоточиться даже на том, чтобы закрыть дверь только что приобретенной машины! Она выбирает мужчин так же не думая, чем все это кончится. Ведь ясно, что женатый мужчина – это проблема и, скорее всего, ничего серьезного из этих отношений не выйдет. А она любит его и любит много лет спустя, вспоминает и жалуется и жалеет себя. В гостях у своих друзей она постоянно флиртует с их сыном Ронни, хотя он моложе ее лет на двадцать. Когда выясняется, что Ронни встречается с девушкой и приводит эту девушку в дом к родителям, у Мэри происходит надлом. Она дерзит этой девушке, потом, наедине с Джерри говорит, что девушка какая-то «не очень», что Тому еще рано задумываться о серьезных отношениях (Ронни 30 лет). На что надеялась Мэри? Ведь ясно что ничего не могло быть у нее и молодого парня. То есть Мэри заведомо выбирает провальные отношения, ситуации, заливает их алкоголем и стремительно «идет на дно».

На вопрос, что не так с Мэри, можно ответить так. Мэри так выстраивает свою жизнь, что в конце концов не может прожить ни минуты без переживаний. Все плохо, я несчастная – вот что написано у нее на лице. Если у нее отнять эти переживания, у нее не останется ничего. Мне кажется, у нее может начаться паника. Если представить, что Мэри вдруг становится молодой, получает симпатичного интересного и успешного мужчину, что она будет делать? Она ведь уже ничего не может, кроме как страдать! Как жить без страданий, какова простая жизнь? Скучная и простая, как у Тома и Джерри? Возможно, даже , если бы это чудо случилось, Мэри, не умея выстраивать нормальных отношений, тут же придумала бы себе проблему или несчастье и стала страдать, как и прежде, но в новых условиях.

В конце фильма Джерри советует Мэри обратиться к специалисту и это, возможно, единственный выход спасти Мэри от алкоголизма и последующих несчастий. Но, с учетом того, что Мэри уже больше 50 лет, работа с психотерапевтом, может уже и не принести ощутимых результатов. Вспомним пациентку вначале фильма – она как скала, уперлась в то, что ей нужны лишь лекарства от бессонницы и никаких других проблем решать она не хочет. Возможно, она на грани самоубийства и снотворное могут сыграть свою роковую роль.

Психологи отмечают, что после 40 лет (в среднем) у людей теряется психологическая пластичность и поменять установки, которые складывались годами, уже невозможно.

Самой главное и интересной темой фильма является семья Тома и Джерри.

Хотя в их жизни на протяжении фильма почти ничего не происходит, мы понимаем, что они счастливы. Они занимаются обыденными вещами: работают (у обоих предпенсионный возраст), Джерри – психолог, Том – инженер-геолог, занимаются огородом – у них небольшой участок за городом, приглашают друзей или сами встречаются с друзьями. Том и Джерри не ссорятся и подбадривают другу друга, у них простые разговоры. Вроде ничего особенного, но то как Том периодически приобнимает Джерри, в их взглядах, мы видим любовь и доверие. Мы и сами доверяем этим персонажам, кажется, что они не разочаруют нас и не подведут какой-нибудь ерундой.

Конечно, не может не возникнуть вопрос: почему эта семья счастлива? Почему эта семья счастлива, а другие – нет, почему у них есть семья, а их друзья одиноки? Из их взаимоотношений в фильме сложно понять, что же они такого делают, чтобы быть счастливыми. Никаких вам самокопаний и душещипательных разговоров. Мы только видим вежливое обращение друг с другом в быту.

Материала для анализа не так уж и много. Но мы можем обратиться к Тому и Джерри по отдельности.

Прежде всего, они производят впечатление самодостаточности. Кажется, друг без друга они все равно были бы такими же спокойными и довольными жизнью. Самодостаточный человек не будет напрягать партнера доказательствами любви. Он живет счастливой жизнью и делится своим счастьем. А чем может поделиться Мэри? Только своими проблемами. А Том делится с Мэри и друзьями ужином, который он приготовил. Он бы все равно его приготовил, даже если бы не было друзей и жены. А та же Мэри даже себе не готовит и постоянно говорит, что из нее плохой повар.

Второе качество, которое мы замечаем сначала у Тома, потом у его жены, это – смелость говорить то, что думаешь, то есть смелость и честность одновременно. На похоронах, когда у брата Тома умирает жена, Том единственный, кто может дать отпор сыну умершей. Этот племянник Тома, похожий на скинхэда, наглый и агрессивный, годами не появляющийся дома, разогнал всех гостей на поминках. Но Том, в отличие от остальных смог вступить с ним в спор, не боясь, что этот неадекватный молодой человек может ввязаться в драку.

А Джерри в конце фильма смогла сказать Мэри, что она злоупотребляет их гостеприимством. Достаточно жестко, чтобы Мэри поняла всю серьезность ситуации, но при этом не унижая и не выгоняя подругу.

В-третьих, и Том, и Джерри в общем и целом довольны своей жизнью. Они почти не жалуются друг другу (единственный раз с долей юмора Джерри рассказывает Тому, как к ней на прием пришел пьяный пациент). Это особенно заметно в их посиделках с друзьями. Их друзья (гости) не только вспоминают былые времена и уже ушедших из жизни знакомых, но часто говорят о безденежье, одиночестве, нелюбимой работе, проблемах со здоровьем. Том или Джерри только сочувствуют и кивают, но сами никогда не сетуют на что-либо.

В-четвертых, чувство юмора, причем, скорее то самое английское чувство юмора. Они нередко подшучивают друг над другом, а шутка, как известно – хороший способ снять напряжение.

В этом фильме много метафор и режиссерских решений, подталкивающих нас к тому или иному размышлению. Больше всего мне полюбилась такая сцена: Том и Джерри в огороде, идет дождь и они укрываются в небольшом деревянном навесе и пьют чай. Этот «домик» как их жизнь, не самый яркий и надежный, но такой уютный и подходящий под окружающие условия, где они волне себе дружно живут.