Схлынула острота, и я могу об этом писать. Возможно, кто-то не повторит моей ошибки и не попадется на том, на чем попалась я. Или же, напротив, согласится с моим выбором.
Итак, смерть близкого человека, свекрови. Ей было 88 лет, четвертая стадия рака, не вставала последние десять дней. Было понятно, что счет идет на дни, если не на часы.
Я достала приготовленную ею еще год назад заметку о том, как нужно себя вести при потере близкого.
Алгоритм был такой: позвонить в городскую ритуальную службу, вызвать агента и уже с ним ждать приезда полиции и скорой. И ни в коем случае не впускать в дом посторонних, которые будут представляться агентами ритуальных служб.
Информацию они получают и от скорой, и от полиции, а сотрудник государственной ритуальной службы оградит родствеников усопшего от черных агентов.
В общем, все было понятно, кроме одного. Приведенный телефон не совпадал с телефонами из листовок, которые я доставала неоднократно из почтового ящика. Тоже государственная служба предлагала свою помощь, тот же алгоритм действий, тот же герб столицы, только телефоны другие.
Оба источника вели на сайт ритуал.ру.
И там я окончательно запуталась, потому что на сайте были представлены разные похоронные агенства или же разные подразделения одного агенства.
Разбираться я не стала, решила, когда наступит ситуация, позвоню на горячую линию. Но все пошло не так, как я предполагала.
В последние два дня больная уже не приходила в себя, дыхание стало шумным. Мы вызвали врача. Молоденькая девушка огорошила нас тем, что началась пневмония, надо колоть антибиотики. Выписала направление в больницу и вызвала скорую.
Мы были против больницы.
Приехавшая бригада скорой сказала, что лучше не мучить человека и оставить дома, подтвердив, что счет пошел на дни. Сделали укол и уехали.
Я пошла в поликлинику договариваться с медсестрой об уколах от пневмонии.
Когда пришла, первое, что бросилось в глаза, изменившееся лицо больной и отсутствие шумного дыхания.
Руки были теплыми. Муж сказал, что это случилось минут десять назад.
Пульс прослушать мы не смогли.По зеркалу, поднесенному ко рту, тоже ничего не определили.
В общем, мы не знали, жив человек или впал в кому.
И тут позвонила медсестра из поликлиники по поводу уколов на завтра. Я объяснила ситуацию. Она велела немедленно звонить в скорую.
В скорой сказали, что приедет бригада для констатации смерти (!) Вот так сразу.
А дальше меня переключили на службу 112 (так представилась диспетчер) и стали объяснять мне под диктовку, что я должна делать, а я записывала. Эта служба, работающая по принципу единого окна (так они сказали), направляет к нам и скорую, и полицию, и ритуального агента. Делается это для того, чтобы оградить нас от мошенников.
Я спросила, нужно ли мне звонить в городскую ритуальную службу, на что мне ответили, что агента оттуда нам уже вызвали. Назвали его фамилию и табельный номер.
Первым появился агент. Документы его смотрел муж, но в замешательстве не прочитал названия агенства. Фамилия совпадала. Более того диспетчер попросила агента к телефону, и они перебросились несколькими словами.
А дальше агент вместе с нами стал ждать приезда скорой помощи. Это был очень воспитанный человек 35 лет, тактичный, внимательный. Вел он себя скорее как старший родственник, оказывая нам моральную поддержку, хотя по возрасту был ровесником нашей дочери. А мы были в смятении, поскольку не знали, умер человек или нет.
Следующей приехала скорая, она констатировала смерть. И тогда агент приступил к исполнению своих обязанностей. Он объяснил где и какие документы мы должны получить, продублировал диспетчера службы 112. Затем проинформировал о бесплатных местах на кладбище, предоставляемых городом, о государственном пособии на погребение, отвечал на наши разнообразные вопросы.
Короче, агент проявил себя самым лучшим образом, в результате мы поручили ему как оформление документов, так и организацию похорон.
И тут нам стали звонить и в дверь, и по телефону. Конкурента агент не впустил в квартиру, а телефон советовал и вовсе отключить.
Затем прибыл полицейский, оформил протокол, переписал паспортные данные агента и родственников усопшей и удалился.
Последней приехала перевозка. Были составлены документы для сопровождения тела в морг. Все сделали быстро.
Дальше агент проинформировал нас о дальнейших делах: документы он готовит в течение следующего дня, через день он отвозит нас на кладбище договариваться о месте, и еще через день отпевание и похороны.
Мы обменялись телефонами. Никакого договора составлено не было (!) Агент взял деньги за услуги морга (!) хотя после я читала о том, что договор должен составляться сразу и что услуги морга бесплатные. Но тогда меня это не насторожило.
В два часа ночи, когда трубка телефона уже лежала на своем месте, раздался звонок. Сотрудница морга, как она представилась, назвала все данные усопшей и сказала, что мы должны завтра утром приехать с ее паспортом.
Часть вторая